Библиотека > Культура древних цивилизаций > Культура Месопотамии
> Древние цивилизации Месопотамии
Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы
называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их
нижнем и среднем течении. С севера и востока Месопотамия окаймлялась
окраинными горами. окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на
западе граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга ее омывал
Персидский залив Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной
части этой территории—в древней Вавилонии Северная Вавилония носила название
Аккад, южная — Шумер В северной Месопотамии, которая представляет собой
холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия.
Не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли
первые шумерские поселения Некоторые ученые полагают, что шумеры не были
первыми обитателями южной Месопотамии, так как многие топонимические
названия, бытовавшие там после заселения низовий Тигра и Евфрата этим
народом, не могли происходить из шумерского языка Возможно, что шумеры
застали в южной Месопотамии племена, говорившие на языке, отличном от
шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы.
Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии (на севере — от района,
где находится современный Багдад, на юге до Персидского залива). Но откуда
шумеры пришли в Месопотамию, выяснить пока не удается. Согласно традиции,
бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива.
Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками еще
не установлены. Попытки доказать родство шумерского с тюркскими,
кавказскими, этрусским или другими языками не дали сколько-нибудь
положительных результатов.
В северной части Месопотамии начиная с
первой половины III тыс до н. э. жили семиты. Они были скотоводческими
племенами древней Передней Азии и Сирийской степи. Язык семитских племен,
поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты
говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра,— на
ассирийском диалекте аккадского языка
В течение нескольких веков
семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу
III тыс. до н. э. заняли всю южную Месопотамию В результате этого аккадский
язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний оставался официальным
языком государственной канцелярии еще в XXI в. до н. э., хотя в быту он все
больше заменялся аккадским К началу II тыс. до н. э. шумерский был уже
мертвым языком. Лишь в глухих болотах нижнего течения Тигра и Евфрата он
смог сохраниться до середины тыс. до н. э, но затем и там его место занял
аккадский. Однако как язык религиозного культа и науки шумерский продолжал
существовать и изучаться в школах до I в. н. э., после чего клинопись вместе
с шумерским и аккадским языками была окончательно забыта. Вытеснение
шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей.
Шумеры слились с вавилонянами, сохранив свою религию и культуру, которые у
них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне.
В конце III
тыс. до н. э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать
западносемитские скотоводческие племена. Вавилоняне называли эти племена
амореями. По-аккадски Амурру означало «запад», главным образом применительно
к Сирии, и среди кочевников этого региона было много племен, говоривших на
различных, но близких друг другу диалектах. Часть этих племен называлась
су-тии, что в переводе с аккадского означало «кочевники».
С III тыс.
до н. э. в северной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до оз. Урмии, на
территории современного Иранского Азербайджана и Курдистана, обитали племена
кутии, или гутии. С древнейших времен на севере Месопотамии жили хурритские
племена. По-видимому, они были автохтонными жителями Северной Месопотамии,
Северной Сирии и Армянского нагорья. В Северной Месопотамии хурриты создали
государство Митанни, которое в середине II тыс. до н. э. было одной из
крупнейших держав Ближнего Востока. Хотя хурриты были основным населением
Митанни, там проживали и индоарийские по языку племена. В Сирии хурриты,
по-видимому, составляли меньшинство населения. По языку и происхождению
хурриты были близкими родственниками урартских племен, живших на Армянском
нагорье. В III—II тыс. до н. э. хуррито-урартский этнический массив занимал
всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья.
Шумеры и вавилоняне называли страну и племена хурритов Субарту. В отдельных
районах Армянского нагорья хурриты сохранялись еще в VI— V вв. до н. э. Во
II тыс. до н. э. хурриты заимствовали аккадскую клинопись, которой они
писали по-хурритски и по-аккадски.
Во второй половине II тыс. до н.
э. из Северной Аравии в Сирийскую степь, в Северную Сирию и Северную
Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племен. В конце XIII в. до н. э.
арамеи создали в Западной Сирии и юго-западной Месопотамии множество мелких
княжеств. К началу I тыс. до н. э. арамеи почти полностью ассимилировали
хурритское и аморейское население Сирии и северной Месопотамии.
В
VIII в. до н. э. арамейские государства были захвачены Ассирией. Однако
после этого влияние арамейского языка только усилилось. К VII в. до н. э.
вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в
Месопотамии. Его успехам способствовали и многочисленность арамейского
населения, и то обстоятельство, что арамеи писали удобным и легким для
усвоения письмом.
В VIII—VII вв. ассирийская администрация проводила
политику насильственного переселения покоренных народов из одного района
Ассирийской державы в другой. Цель таких «перетасовок» — затруднить
взаимопонимание между различными племенами, предотвратить их мятежи против
ассирийского ига. Кроме того, ассирийские цари стремились заселить
опустошенные во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного
в таких случаях смешения языков и народов победителем выходил арамейский
язык, который стал господствующим разговорным языком от Сирии до западных
районов Ирана, даже в самой Ассирии. После крушения Ассирийской державы в
конце VII в. до н. э. ассирийцы полностью утратили свой язык и перешли на
арамейский.
Начиная с IX в. до н. э. в южную Месопотамию начали
вторгаться родственные арамеям халдейские племена, которые постепенно заняли
всю Вавилонию. После завоевания Месопотамии персами в 539 г. до н. э.
арамейский стал официальным языком государственной канцелярии в этой стране,
а аккадский сохранялся лишь в крупных городах, но и там постепенно
вытеснялся арамейским. Сами вавилоняне к I в. н. э. полностью слились с
халдеями и арамеями.
На рубеже IV и III тыс. до н. э., примерно
одновременно с возникновением государства в Египте, в южной части междуречья
Тигра и Евфрата появляются первые государственные образования. В начале III
тыс. до н. э. на территории южной Месопотамии сложилось несколько небольших
городов-государств. Они были расположены на естественных холмах и окружены
стенами. В каждом из них жило приблизительно 40—50 тыс. человек. На крайнем
юго-западе Месопотамии находился город Эриду, близ него—город Ур, имевший
огромное значение в политической истории Шумера. На берегу Евфрата, к северу
от Ура, находился город Ларса, а к востоку от него, на берегу Тигра,—Лагаш.
Большую роль в объединении страны сыграл город Урук, возникший на Евфрате. В
центре Месопотамии на Евфрате находился Ниппур, являвшийся главным
святилищем всего Шумера.
В первой половине III тыс. до н. э. в
Шумере создалось несколько политических центров, правители которых носили
титул лугаль или энси. Лугаль в переводе означает «большой человек». Так
обычно называли царей. Энси называли самостоятельного владыку, правившего
каким-либо городом с ближайшей округой. Титул этот жреческого происхождения
и свидетельствует о том, что первоначально представитель государственной
власти был также главой жречества.
Во второй половине III тыс. до н.
э. на преобладающее положение в Шумере стал претендовать Лагаш. В середине
XXV в Лагаш в жестокой битве разгромил своего постоянного врага — город
Умму, расположенный к северу от него. Позднее правитель Лагаша Энметена
(около 2360—2340 гг. до н. э.) победоносно окончил войну с Уммой.
Внутреннее положение Лагаша не было прочным. Народные массы города
были ущемлены в своих экономических и политических правах. Чтобы
восстановить их, они объединились вокруг Уруиним, одного из влиятельных
граждан города. Тот сместил энси по имени Лугальанда и сам занял его место
За период шестилетнего правления (2318—2312 гг. до н. э.) он провел важные
социальные реформы, которые являются древнейшими известными нам правовыми
актами в области социально-экономических отношений. Он первым провозгласил
ставший впоследствии популярным в Месопотамии лозунг: «Пусть сильный не
обижает вдов и сирот!» Были отменены поборы с жреческого персонала,
увеличено натуральное довольствие подневольных храмовых работников,
восстановлена независимость храмового хозяйства от царской администрации.
Определенные уступки были сделаны и рядовым слоям населения: уменьшена плата
за совершение религиозных обрядов, отменены некоторые налоги с
ремесленников, уменьшена повинность на оросительных сооружениях. Кроме того,
Уруинимгина восстановил судебную организацию в сельских общинах и
гарантировал права граждан Лагаша, защитив их от ростовщической кабалы.
Наконец, была ликвидирована полиандрия (многомужество). Все эти реформы
Уруинимгина выдал за договор с главным богом Лагаша Нингирсу, а себя объявил
исполнителем его воли.
Однако, пока Уруинимгина был занят своими
реформами, началась война между Лагашем и Уммой. Правитель Уммы Лугальзагеси
заручился поддержкой города Урука, захватил Лагаш и отменил введенные там
реформы. Затем Лугальзагеси узурпировал власть в Уруке и Эриду и
распространил свое господство почти на весь Шумер. Столицей этого
государства стал Урук. Основной отраслью экономики Шумера было земледелие,
основанное на развитой оросительной системе. К началу III тыс. до н. э.
относится шумерский литературный памятник, носящий название «Земледельческий
альманах». Облечен он в форму поучения, даваемого опытным земледельцем
своему сыну, и содержит указания, как сохранять плодородие почвы и
приостановить процесс ее засоления. В тексте также дается подробное описание
полевых работ в их временной последовательности. Большое значение в
хозяйстве страны имело и скотоводство.
Развивалось ремесло. Среди
городских ремесленников было много строителей домов. Раскопки в Уре
памятников, относящихся к середине III тыс. до н. э., показывают высокий
уровень мастерства шумерской металлургии. Среди погребального инвентаря
найдены изготовленные из золота, серебра и меди шлемы, топоры, кинжалы и
копья, встречаются чеканка, гравировка и зернь. Южная Месопотамия не
располагала многими материалами, их находки в Уре свидетельствуют об
оживленной международной торговле. Золото доставляли из западных областей
Индии, ляпис-лазурь — с территории современного Бадахшана в Афганистане,
камень для сосудов — из Ирана, серебро — из Малой Азии. В обмен на эти
товары шумеры продавали шерсть, зерно и финики.
Из местного сырья
ремесленники имели в своем распоряжении лишь глину, тростник, шерсть, кожу и
лен. Бог мудрости Эа считался покровителем гончаров, строителей, ткачей,
кузнецов и других мастеровых. Уже в этот ранний период кирпич
подвергался обжигу в печах. Для облицовки зданий пользовались глазурованными
кирпичами. С середины III тыс до н. э. для производства посуды стал
употребляться гончарный круг. Наиболее ценные сосуды покрывались эмалью и
глазурью.
Уже в начале III тыс. до н. э. стали изготовлять бронзовые
орудия, которые до конца следующего тысячелетия, когда в Месопотамии начался
железный век, оставались основными металлическими орудиями. Для получения
бронзы к расплавленной меди добавляли небольшое количество олова.
МЕСОПОТАМИЯ В ЭПОХУ ГОСПОДСТВА АККАДА И УРА
Начиная с XXVII
в. до н. э. северная часть Месопотамии была заселена аккадцами. Самым
древним городом, основанным семитами в Месопотамии, был Аккад, позднее
столица государства с тем же названием. Он был расположен на левом берегу
Евфрата, там, где эта река и Тигр наиболее близко подходят друг к другу.
Около 2334 г. до н. э. царем Аккада стал Саргон Древний. Он был
основателем династии: начиная с него самого, пять царей, сын сменяя отца,
правили страной в течение 150 лет. Вероятно, имя Саргон было принято им лишь
после восшествия на престол, так как оно значит «истинный царь» (по-аккадски
Шаррукен). Личность этого правителя еще при жизни была окутана множеством
легенд. Он говорил о себе: «Мать моя была бедна, отца я не знал... Зачала
меня мать, родила тайно, положила в тростниковую корзину и пустила по реке».
Лугальзагеси, который установил свою власть почти во всех шумерских городах,
вступил в долгую борьбу с Саргоном. После нескольких неудач последнему
удалось одержать решительную победу над своим противником. После этого
Саргон совершал успешные походы в Сирию, в районы гор Тавра и победил царя
соседней страны Элама. Им было создано первое в истории постоянное войско,
состоявшее из 5400 человек, которые, по его словам, ежедневно обедали у него
за столом. Это было хорошо обученное профессиональное войско, все
благополучие которого зависело от царя.
При Саргоне сооружались
новые каналы, в общегосударственном масштабе была налажена оросительная
система, введена единая система мер и весов. Аккад вел морскую торговлю с
Индией и Восточной Аравией.
В конце правления Саргона голод вызвал
восстание в стране, которое было подавлено уже после его смерти, около 2270
г. до н. э., его младшим сыном Римушем. Но впоследствии он стал жертвой
дворцового переворота, давшего престол его брату Маништушу. После пятнадцати
лет правления Маништушу также был убит во время нового дворцового заговора,
и на трон взошел Нарам-Суэн (2236—2200 гг.), сын Маништушу и внук Саргона.
При Нарам-Суэне Аккад достиг своего наивысшего могущества. В начале
царствования Нарам-Суэна города юга Месопотамии, недовольные возвышением
Аккада, подняли мятеж. Его удалось подавить лишь после многих лет борьбы.
Укрепив свою власть в Месопотамии, Нарам-Суэн стал величать себя
«могущественным богом Аккада» и повелел изображать себя на рельефах в
головном уборе, украшенном рогами, которые считались божественными
символами. Население должно было поклоняться Нарам-Суэну как богу, хотя до
него никто из царей Месопотамии не претендовал на такую честь.
Нарам-Суэн считал себя властелином всего известного тогда мира и
носил титул «царь четырех стран света». Он вел много успешных завоевательных
войн, одержав ряд побед над царем Элама, над луллубейскими племенами,
жившими на территории современного Северо-Западного Ирана, а также подчинил
город-государство Мари, расположенное в среднем течении Евфрата, и
распространил свою власть на Сирию.
При преемнике Нарам-Суэна
Шаркалишарри (2200—2176 гг. до н. э.), имя которого в переводе значит «царь
всех царей», начался распад державы Аккада. Новому царю пришлось вступить в
длительную борьбу с наседавшими с запада амореями и одновременно
противостоять нашествию кутиев с северо-востока. В самой Месопотамии
начались народные волнения, причиной которых были острые социальные
конфликты. Невероятно увеличились размеры царского хозяйства, которое
подчинило себе храмовое хозяйство и эксплуатировало труд безземельных и
малоземельных аккадцев. Около 2170 г. до н. э. Месопотамия была завоевана и
разграблена племенами кутиев, жившими в горах Загроса.
К 2109 г. до
н. э. ополчение города Урука во главе со своим царем Утухенгалем нанесло
поражение кутиям и изгнало их из страны. Победив кутиев, Утухен-галь
претендовал на царствование над всем Шумером, однако вскоре владычество над
южной Месопотамией перешло к городу Уру, где у власти находилась III
династия Ура (2112—2003 г. до н. э.). Основоположником ее был Урнамму,
который, как и его преемники, носил пышный титул «царь Шумера и Аккада».
При Урнамму царская власть приобрела деспотический характер. Царь
был верховным судьей, главой всего государственного аппарата, он же решал
вопросы войны и мира. Было создано сильное центральное управление. В царских
и храмовых хозяйствах многочисленный штат писцов и чиновников регистрировал
вплоть до мелочей все аспекты хозяйственной жизни. В стране действовал
налаженный транспорт, гонцы рассылались с документами во все концы
государства.
Сын Урнамму Шульги (2093—2046 гг. до н. э.) добился
своего обожествления. В храмах ставились его изваяния, которым надо было
приносить жертвы. Шульги издал законы, свидетельствующие о существовании
разработанной судебной системы. В них, в частности, устанавливалось
вознаграждение за привод беглого раба его хозяину. Предусматривалось также
наказание за различные виды членовредительства. При этом, в отличие от более
поздних Законов Хам-мурапи, Шульги не руководствовался принципом «око за
око, зуб за зуб», а установил принцип денежного возмещения пострадавшему.
Законы Шульги являются древнейшими из пока известных нам правовых актов.
При преемниках Шульги большую опасность для государства стали
представлять аморейские племена, которые нападали на Месопотамию из Сирии.
Чтобы приостановить продвижение амореев, цари III династии Ура соорудили
линию укреплений большой протяженности. Однако и внутреннее положение
государства было непрочным. Храмовое хозяйство требовало огромного
количества работников, которые постепенно лишались прав свободных членов
общества. Например, один лишь храм богини Баба в Лагаше владел земельной
площадью более 4500 га. Армия Ура начала терпеть поражения в войнах с
аморейскими племенами и эламитами. В 2003 г. власть III династии Ура была
свергнута, последний представитель ее Ибби-Суэн уведен в плен в Элам. Храмы
Ура подверглись разграблению, а в самом городе оставлен эламский гарнизон.
ВАВИЛОНИЯ ВО II ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э.
Время от конца
правления III династии Ура до 1595 г. до н. э., когда в Вавилонии
установилось господство касситских царей, называют старовавилонским
периодом. После падения III династии Ура в стране возникло много местных
династий аморейского происхождения.
Около 1894 г. до н. э. амореи
создали самостоятельное государство со столицей в Вавилоне. Начиная с этого
времени роль Вавилона, самого молодого из городов Месопотамии, в течение
многих столетий неуклонно росла. Кроме Вавилонского в это время существовали
и другие государства. В Аккаде амореи образовали царство со столицей в
Иссине, который был расположен в средней части Вавилонии, а на юге страны
было государство со столицей в Ларсе, на северо-востоке Месопотамии, в
долине р. Диялы,— с центром в Эшнунне.
Вначале Вавилонское царство
не играло особой роли. Первым царем, который начал активно расширять пределы
этого государства, был Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.). В 1785 г.,
воспользовавшись помощью Римсина, представителя эламской династии в Ларсе,
Хаммурапи завоевал Урук и Иссин. Затем он содействовал изгнанию из Мари
правившего там сына ассирийского царя Шамши-Адада I и воцарению Зимрилима,
представителя старой местной династии. В 1763 г. Хаммурапи захватил Эшнунну
и уже в следующем году нанес поражение могущественному царю и своему бывшему
союзнику Римсину и захватил его столицу Ларсу. После этого Хаммурапи решил
подчинить себе и Мари, которое раньше было дружественным ему царством. В
1760 г. он добился этой цели, а через два года разрушил дворец Зимрилима,
стремившегося восстановить свою независимость. Затем Хаммурапи покорил
область вдоль среднего течения Тигра, включая Ашшур.
После смерти
Хаммурапи вавилонским царем стал его сын Самсуилуна (1749—1712 гг. до н.
э.). Ему пришлось отражать натиск кассит-ских племен, которые жили в горных
областях к востоку от Вавилонии. Около 1742 г. до н. э. касситы во главе со
своим царем Гандашем совершили поход на Вавилонию, но смогли утвердиться
только в предгорьях к северо-востоку от нее.
В конце XVII в. до н.
э. Вавилония, переживавшая внутренний кризис, уже не играла значительной
роли в политической истории Передней Азии и не могла сопротивляться
чужеземным нашествиям В 1594 г до н э. пришел конец господству вавилонской
династии. Вавилон был захвачен хеттским царем Мурсили I. Когда хетты
вернулись с богатой добычей в свою страну, цари Приморья, береговой полосы у
Персидского залива, захватили Вавилон. После этого около 1518 г. до н. э
страна была покорена касситами, господство которых длилось 362 года Весь
означенный период принято называть касситским или средневави-лонским Однако
вскоре кассит-ские цари были ассимилированы местным населением
Во II
тыс. до н. э. в экономике Вавилонии происходили радикальные перемены. Для
этого времени была характерна активная правовая деятельность Законы
государства Эшнунны, составленные в начале XX в. до н. э. на аккадском
языке, содержат тарифы цен и оплаты труда, статьи семейного, брачного и
уголовного права. За супружескую измену со стороны жены, изнасилование
замужней женщины и похищение ребенка свободного человека предусматривалась
смертная казнь. Судя по законам, рабы носили специальные клейма и не могли
выйти за пределы города без разрешения хозяина.
Ко второй половине
XX в до н э. относятся законы царя Липит-Иштара, в которых, в частности,
регулируется статус рабов. Были установлены наказания за побег раба от
хозяина и за укрывательство беглого раба. Оговаривалось, что, если рабыня
вступала в брак со свободным, она и ее дети от такого брака становились
свободными
Самым выдающимся памятником древневосточной правовой
мысли являются Законы Хаммурапи, увековеченные на черном базальтовом столбе.
Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого
судебника на глиняных табличках. Судебник начинается с пространного
введения, где говорится о том, что боги передали Хаммурапи царскую власть,
чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны
сильных. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все
аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и
административное право). Кодекс завершается подробным заключением.
Законы Хаммурапи как по содержанию, так и по уровню развития
юридической мысли представляли собой большой шаг вперед по сравнению с
предшествовавшими им шумерскими и аккадскими правовыми памятниками. В
кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип
вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за
предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по
восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». В
некоторых статьях законов в определении наказания отчетливо выражен
классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых
рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или
укрывший чужого раба, карался смертной казнью.
В старовавилонский
период общество состояло из полноправных граждан, которые назывались
«сыновьями мужа», мушкенумов, являвшихся юридически свободными, но
неполноправными людьми, так как они не были членами общины, а работали в
царском хозяйстве, и рабов. Если кто-нибудь нанес членовредительство «сыну
мужа», то наказание виновному выносилось по принципу талиона, т. е. «око за
око, зуб за зуб», а соответствующее членовредительство, причиненное
мушкенуму, каралось лишь денежным штрафом. Если врач был виновен в неудачной
операции над «сыном мужа», то он карался отсечением руки, если от такой же
операции пострадал раб, необходимо было лишь уплатить хозяину стоимость
этого раба. Если по вине строителя рухнул дом и в его развалинах погиб сын
хозяина дома, строитель наказывался смертью своего сына. Если кто-нибудь
украл имущество мушкену-ма, то ущерб необходимо было восстановить в
десятикратном размере, в то время как за кражу царского или храмового
имущества предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере.
Чтобы не уменьшилось число воинов и налогоплательщиков, Хаммурапи
стремился облегчить участь тех слоев свободного населения, которые
находились в тяжелом экономическом положении. В частности, одна из статей
законов ограничивала долговое рабство тремя годами работы на кредитора,
после чего ссуда, независимо от ее суммы, считалась полностью погашенной.
Если из-за стихийного бедствия урожай должника был уничтожен, то срок
погашения ссуды и процентов автоматически переносился на следующий год.
Некоторые статьи законов посвящены арендному праву. Плата за арендованное
поле обычно равнялась '/з урожая, а сада—2/з-
Чтобы брак считался
законным, необходимо было заключить контракт. Прелюбодеяние со стороны жены
каралось ее утоплением. Однако, если муж желал простить неверную жену, не
только она, но и ее соблазнитель освобождался от наказания. Прелюбодеяние со
стороны мужа не считалось преступлением, если только он не соблазнил жену
свободного человека. Отец не имел права лишать сыновей наследства, если те
не совершили преступления, и должен был научить их своему ремеслу.
Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по
первому требованию царя выступить в поход. Эти наделы передавались по
наследству по мужской линии и были неотчуждаемы Кредитор мог забрать за
долги только то имущество воина, которое тот сам приобрел, но не надел,
пожалованный ему царем.
АССИРИЯ В III И II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ ДО Н. Э.
В первой половине III тыс. до н. э в Северной Месопотамии, на правом
берегу Тигра, был основан город Ашшур. По имени этого города стала
называться и вся расположенная на среднем течении Тигра страна (в греческой
передаче— Ассирия). Уже к середине III тыс. до н. э. в Ашшуре утвердились
выходцы из Шумера и Аккада, образовав там торговую факторию Позднее, в
XXIV—XXII вв. до н. э., Ашшур стал крупным административным центром
созданной Саргоном Древним Аккадской державы. В период III династии Ура
наместниками Ашшура были ставленники шумерских царей.
В отличие от
Вавилонии Ассирия была бедной страной. Своим возвышением Ашшур был обязан
выгодному географическому положению: здесь пролегали важные караванные пути,
по которым из Северной Сирии, Малой Азии и Армении доставлялись в Вавилонию
металлы (серебро, медь, свинец) и строительный лес, а также золото из
Египта, а в обмен вывозились вавилонские продукты сельского хозяйства и
ремесел. Постепенно Ашшур превратился в крупный торго-во-перевалочный центр.
Наряду с ним ассирийцы основали много торговых колоний за пределами своей
страны.
Важнейшая из этих колоний-факторий находилась в г. Канесе в
Малой Азии (совр. местность Кюль-Тепе, недалеко от города Кайсари в Турции).
Сохранился обширный архив этой колонии, относящийся к XX—XIX вв. до н. э.
Ассирийские купцы доставляли в Канес крашеные шерстяные ткани, массовое
производство которых было налажено у них на родине, и вывозили домой свинец,
серебро, медь, шерсть и кожу. Кроме того, ассирийские купцы перепродавали
местные товары в другие страны
Отношения членов колонии с жителями
Канеса регулировались местными законами, а во внутренних делах колония
подчинялась Ашшу-ру, который облагал ее торговлю значительной пошлиной.
Верховным органом власти в Ашшуре был совет старейшин, и по имени одного из
членов этого совета, которые ежегодно менялись, велись датировка событий и
отсчет времени. Существовала также наследственная должность правителя
(ишшаккум), который имел право созывать совет, но без санкции последнего он
не мог принимать важные решения.
Для удержания в своих руках
караванных дорог и захвата новых путей Ассирии надо было иметь сильную
военную власть. Поэтому влияние ишшаккума начало постепенно усиливаться. Но
во второй половине XVIII в. до н. э. Ассирию подчинил себе вавилонский царь
Хаммурапи. Приблизительно тогда же Ассирия утратила и свою монополию в
караванной торговле.
К середине II тыс. до н. э. ослабевшая Ассирия
вынуждена была признать власть царей Митанни. Около 1500 г. до н. э. Митанни
достигло зенита своего могущества, захватив области Северной Сирии. Но
вскоре начинается упадок Митанни. Сначала египтяне изгнали митаннийцев из
Сирии, а около 1360 г. до н. э. хеттский царь Суппилулиума I разгромил их.
Затем ассирийский царь Ашшур-убаллит I воспользовался поражением Митанни и
захватил часть территории этого государства. Позднее царь Ассирии
Адад-нерари I (1307—1275 гг. до н. э.) воевал с Вавилонией и покорил всю
территорию Митанни. После этого он захотел заключить союз с хеттским царем
Хаттусили III и предложил ему считать его своим братом. Но ответ был
оскорбительным: «Что это за разговоры о братстве?.. Ведь ты и я, мы не
рождены одной матерью'»
Во второй половине XIII в. при царе
Тукульти-Нинтурте I (1244—1208 гг. до н. э.) Ассирия стала самым
могущественным государством Ближнего Востока. Ассирийский правитель,
захватив Вавилонию, назначил туда своих наместников и вывез в Ашшур из храма
Эсагила в Вавилоне статую верховного бога вавилонян Мардука. Во время
многочисленных войн власть ассирийского царя значительно возросла, однако
страна была истощена, ослаблена внутренними беспорядками. В одном из текстов
сообщается, например, что в середине XI в. до н. э. царский сын и знать
Ассирии подняли мятеж, сбросили правителя с трона и убили мечом.
Период XV—XI вв. до н. э. именуется в истории Ассирии
средне-ассирийским. К этому времени относятся так называемые
среднеас-сирийские законы, которые были самыми жестокими из всех
древневосточных законов. Изначально земля в Ассирии принадлежала главным
образом членам общин и подвергалась систематическим переделам. Но начиная с
XV в. до н. э. она стала предметом купли-продажи, хотя все еще считалась
собственностью общин.
Рабы в тот период стоили очень дорого, и их
было мало. Поэтому богатые стремились закабалить свободных земледельцев
путем ростовщических заемных сделок, так как ссуда выдавалась на тяжелых
условиях и под залог поля, дома или членов семьи. Но законы до некоторой
степени ограничивали произвол кредитора по отношению к лицам, отданным в
долговой залог. Однако, если ссуда не была погашена в срок, заложник
становился полной собственностью кредитора. При неуплате долга в срок
кредитор мог делать с заложником все, что хотел: «бить, выщипывать волосы,
бить по ушам и просверлить их» и даже продать за пределы Ассирии.
ВАВИЛОНИЯ В XII—VII ВВ. ДО Н. Э. И АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
В
конце XIII в. до н. э. начинается упадок Вавилонии. Столетие спустя эламский
царь Шутрук-Наххунте I решил, что настал час расплаты с давним врагом и,
напав на Вавилонию, разграбил города Эшнунна, Сиппар, Опис и наложил на них
тяжелую подать. Сын Шут-рук-Наххунте по имени Кутир-Наххунте III продолжал
политику грабежа Вавилонии. Вавилоняне объединились вокруг своего царя
Эллиль-надин-аххе (1159—1157 гг. до н. э.), чтобы освободить измученную
страну. Однако война, продолжавшаяся три года, окончилась победой эламитов.
Вавилония была захвачена, ее города и храмы разграблены, а царь вместе со
знатью уведены в плен. Так окончилось почти шестивековое господство
касситской династии, и наместником Вавилонии был назначен эламский
ставленник.
Но вскоре Вавилония начала набирать силы, и при
Навуходоносоре I (1126—1105 гг. до н. э.) в стране наступил кратковременный
расцвет. Около крепости Дер, на границе между Ассирией и Эламом, произошла
ожесточенная битва, в которой вавилоняне одержали верх над эламитами.
Победители вторглись в Элам и нанесли ему такое сокрушительное поражение,
что после этого он в течение трех столетий не упоминался ни в одном
источнике. Разгромив Элам, Навуходоносор I стал претендовать на власть над
всей Вавилонией. Он, а за ним и его преемники носили титул «царь Вавилонии,
царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света». Столица государства была
перенесена из города Иссина в Вавилон. В середине XI в. до н. э. полукочевые
племена арамеев, жившие к западу от Евфрата, стали вторгаться в Месопотамию,
грабить и разорять ее города и селения. Вавилония вновь оказалась
ослабленной на многие десятилетия и в союзе с Ассирией вынуждена была
бороться против арамеев.
К концу X в. до н. э. ассирийцы
восстановили свое господство в Северной Месопотамии и возобновили серию
походов К тому времени ассирийская армия по своей численности,
организованности и вооружению превосходила армии остальных стран Ближнего
Востока. Ассирийский царь Ашшур-нацирапал II (Ашшурнасирпал) (883—859 гг. до
н. э.) прошел территорию Вавилонии и Сирии, истребляя жителей этих стран за
малейшее сопротивление. С непокорных сдирали кожу, их сажали на кол или
связывали в целые живые пирамиды, а остатки уцелевшего населения уводили в
плен.
В 876 г. до н. э. ассирийское войско во время одного из
походов прошло до финикийского побережья. Когда в 853 г. до н. э ассирийцы
под руководством своего царя Салманасара III (859—824 гг до н. э.) совершили
новый поход в Сирию, они встретились с организованным отпором государств-
Сирии, Палестины, Финикии и Киликии. Во главе этого союза стоял город
Дамаск. В результате битвы ассирийское войско потерпело поражение. В 845 г
до н. э. Салманасар III собрал армию в 120 тыс. человек и снова выступил
против Сирии. Но и эта акция успеха не имела. Однако вскоре в самом
сирийском союзе произошел раскол, и, воспользовавшись этим, ассирийцы в 841
г до н. э. предприняли еще один поход и сумели установить свое господство в
Сирии. Но скоро Ассирия вновь потеряла контроль над своим западным соседом.
При Адад-нерари III, вступившем на престол еще мальчиком, в течение многих
лет фактически правила его мать Саммура-мат, известная по греческой легенде
под именем Семирамиды. Были возобновлены походы в Сирию, а также установлена
верховная власть ассирийского царя над Вавилонией.
Начиная с IX в.
до н. э. в течение многих столетий в истории Вавилонии большую роль играли
племена халдеев, которые говорили на одном из диалектов арамейского языка.
Халдеи селились между берегами Персидского залива и южными городами
Вавилонии, в районе болот и озер вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата. В IX
в. до н. э. халдеи прочно заняли южную часть Вавилонии и начали продвижение
на север, воспринимая древнюю вавилонскую культуру и религию. Они жили
родами, под управлением вождей, которые стремились сохранить независимость
друг от друга, а также от ассирийцев, пытавшихся установить свою власть в
Вавилонии.
При Шамши-Ададе V (823 — 811 гг. до н. э.) ассирийцы
часто вторгались в Вавилонию и постепенно захватили северную часть страны.
Этим воспользовались халдейские племена, которые завладели почти всей
территорией Вавилонии. Позднее, при ассирийском царе Ададнерари III (810—783
гг. до н. э.), Ассирия и Вавилония находились в довольно мирных отношениях.
В 747—734 гг. до н. э. в Вавилонии царствовал Набонасар, которому удалось
установить в центральной части государства стабильное правление, но над
остальной частью страны он осуществлял лишь слабый контроль.
Новое
усиление Ассирии падает на время царствования Тиглатпаласара III (745—727
гг. до н. э.), который провел важные административные и военные реформы,
заложившие основы нового могущества страны. Прежде всего были разукрупнены
наместничества, права наместников ограничены сбором податей, организацией
подданных на выполнение повинностей и руководством военными отрядами своих
областей. Изменилась также политика в отношении покоренного населения. До
Тиглатпаласара III целью ассирийских походов были главным образом грабежи,
взимание дани и увод части коренных жителей захваченных территорий в
рабство. Теперь таких людей стали в массовом порядке переселять в этнически
чуждые им области, а на их место пригонять пленных из других покоренных
ассирийцами областей. Иногда население оставлялось на земле своих предков,
но тяжелой податью, а завоеванную территорию включали в состав Ассирии. Оно
платило подать продуктами земледелия и скотоводства, привлекалось к
строительным, дорожным и оросительным повинностям, а частично обязано было
служить и в армии (главным образом в обозе).
Была создана постоянная
армия, находившаяся на полном государственном обеспечении. Ее ядром являлся
«царский полк». Армия состояла из колесничих, конницы, пехоты и саперных
частей. Ассирийские воины, защищенные железными и бронзовыми панцирями,
шлемами и щитами, были отличными солдатами. Они умели сооружать укрепленные
лагеря, строить дороги, применять стенобитные металлические и зажигательные
орудия. Ассирия превратилась в ведущую в военном отношении державу на
Ближнем Востоке и смогла возобновить свою завоевательную политику. Было
остановлено продвижение урартов в области, ранее захваченные ассирийцами.
В 743 г. до н. э. Тиглатпаласар выступил в поход против Урарту,
стремившегося установить свое господство в Сирии. В результате двух битв
урартам пришлось отступить за Евфрат. В 735 г. до н. э. ассирийцы совершили
поход через всю территорию Урарту и дошли до столицы этого государства—
города Тушпы, который они, однако, взять не смогли. В 732 г. до н. э. ими
был захвачен Дамаск. В то же время Ассирия подчинила своей власти и Финикию.
Три года спустя Тиглатпаласар захватил Вавилон, после чего Вавилония
лишилась своей независимости на целое столетие. Однако ассирийский царь
воздержался от превращения ее в рядовую провинцию, а сохранил за этой
страной статус отдельного царства. Он торжественно воцарился в Вавилонии под
именем Пулу и получил корону вавилонского правителя, исполнив древние
священные обряды в день новогоднего праздника.
Теперь Ассирийская
держава охватывала все страны «от Верхнего моря, где садится солнце, до
Нижнего моря, где солнце поднимается»,—другими словами, от Средиземного моря
до Персидского залива. Таким образом, ассирийский царь стал владыкой всей
Передней Азии, за исключением Урарту и нескольких мелких областей на
окраинах.
Преемники Тиглатпаласара Саргон II (722—705 гг. до н. э.),
Синаххериб (705—681 гг. до н. э.), Асархаддон (681—669 гг.) и Ашшурбанапал
(669—около 629 гг. до н. э.) на протяжении ста лет достаточно успешно
сохраняли гигантскую империю. На короткое время ассирийцам удалось даже
подчинить себе Египет.
ГИБЕЛЬ АССИРИИ И НОВОВАВИЛОНСКАЯ ДЕРЖАВА
В последние годы правления Аш-шурбанапала начался распад Ассирийской
державы, отдельные центры ее стали соперничать друг с другом. В 629 г. до н.
э. Ашшур-банапал умер, и царем стал Син-шар-ишкун.
Через три года в
Вавилонии вспыхнуло восстание против ассирийского владычества. Во главе его
стоял халдейский вождь Набо-паласар. В своих более поздних надписях он
подчеркивал, что прежде был «маленьким человеком, неизвестным народу».
Вначале Набопаласар смог установить свою власть лишь на севере Вавилонии.
Восстановив традиционный союз халдейских племен с Эламом,
Набопаласар осадил Ниппур. Однако в городе были сильны проассирий-ские
настроения, и взять его не удалось. В октябре 626 г. до н. э. ассирийцы
нанесли поражение войску Набопаласара и прорвали осаду Ниппура. Но к этому
времени Вавилон перешел на сторону Набопаласара, и уже 25 ноября последний
торжественно воцарился в нем, основав новую, халдейскую (или
нововавилонскую) династию. Однако предстояла еще долгая и ожесточенная война
с ассирийцами.
Лишь через десять лет вавилонянам удалось захватить
Урук, а в следующем году пал и Ниппур, который ценой больших лишений и
страданий так долго сохранял верность ассирийскому царю. Теперь вся
территория Вавилонии была очищена от ассирийцев. В том же году войско
Набопаласара осадило Ашшур, столицу Ассирии. Однако осада была безуспешной,
и вавилоняне отступили, неся большие потери. Но вскоре на Ассирию обрушился
сокрушительный удар с востока. В 614 г. до н. э. мидийцы окружили крупнейший
ассирийский город Ниневию. Когда им не удалось взять его, они осадили и
захватили Ашшур и истребили его жителей. Набопаласар, верный традиционной
политике своих халдейских предков, явился с войском, когда битва уже
закончилась, и Ашшур был превращен в руины. Мидийцы и вавилоняне заключили
между собой союз, закрепив его династийным браком между Навуходоносором,
сыном Набопаласара, и Амитидой, дочерью индийского царя Киаксара.
Хотя падение Ашшура ослабило позиции Ассирийской державы, пока
победители были заняты разделом добычи, ассирийцы под руководством своего
царя Син-шар-ишкуна возобновили военные действия в долине Евфрата. Но тем
временем индийцы и вавилоняне совместно осадили Ниневию, и через три месяца,
в августе 612 г. до н. э., город пал. После этого последовала жестокая
расправа: Ниневия была разграблена и разрушена, ее жители вырезаны.
Часть ассирийской армии сумела пробиться в г. Харран на севере
Верхней Месопотамии и там под руководством своего нового царя Ашшур-убаллита
II продолжала войну. Однако в 610 г. до н. э. ассирийцы вынуждены были
покинуть и Харран, главным образом под ударами мидийского войска. В городе
был оставлен вавилонский гарнизон. Но египетский фараон Нехо II, боясь
чрезмерного усиления Вавилонии, год спустя послал на помощь ассирийцам
сильное подкрепление. Ашшур-убаллиту II снова удалось захватить Харран,
перебив размещенных там вавило- 106/107 нян. Однако вскоре прибыл
Набо-паласар с основными силами и нанес окончательное поражение ассирийцам.
В результате крушения Ассирийской державы мидийцы захватили коренную
территорию этой страны и Харран. Вавилоняне же укрепились в Месопотамии и
готовились установить свой контроль над Сирией и Палестиной. Но на
господство в этих странах претендовал также египетский фараон. Таким
образом, на всем Ближнем Востоке осталось только три могущественных
государства: Мидия, Вавилония и Египет. Кроме того, в Малой Азии было два
более мелких, но независимых царства: Лидия и Киликия.
Весной 607 г.
до н. э. Набопала-сар передал командование армией своему сыну
Навуходоносору, сосредоточив в своих руках управление внутренними делами
государства. Перед наследником престола стояла задача захватить Сирию и
Палестину. Но предварительно необходимо было овладеть г. Карке-миш на
Евфрате, где находился сильный египетский гарнизон, в составе которого были
и греческие наемники. Весной 605 г. до н. э. вавилонское войско перешло
Евфрат и напало на Каркемиш одновременно с юга и севера. Еще за городскими
стенами началась жестокая битва, в результате которой египетский гарнизон
был уничтожен. После этого Сирия и Палестина подчинились вавилонянам.
Несколько позднее были покорены и финикийские города.
Будучи в
завоеванной Сирии, Навуходоносор в августе 605 г. до н. э. получил известие
о смерти своего отца в Вавилоне. Он спешно направился туда и 7 сентября был
официально признан царем. В начале 598 г. до н. э. он совершил поход в
Северную Аравию, стремясь установить там свой контроль над караванными
путями. К этому времени царь Иудеи Иоаким, побуждаемый уговорами Нехо, отпал
от Вавилонии. Навуходоносор осадил Иерусалим и 16 марта 597 г. до н. э. взял
его. Более 3 тыс. иудеев было уведено в плен в Вавилонию, а царем в Иудее
Навуходоносор поставил Седекию.
В декабре 595 — январе 594 г. до н.
э. в Вавилонии начались волнения, вероятно исходившие от армии. Руководители
мятежа были казнены, и в стране восстановлен порядок.
Вскоре новый
египетский фараон Априй решил попытаться установить свою власть в Финикии и
захватил города Газа, Тир и Сидон, а также уговорил царя Седекию поднять
восстание против вавилонян. Навуходоносор решительными действиями оттеснил
египетское войско обратно к прежней границе и в 587 г. до н. э. после
18-месячной осады захватил Иерусалим. Теперь Иудейское царство было
ликвидировано и присоединено к Нововавилонской державе в качестве рядовой
провинции, тысячи жителей Иерусалима (вся иерусалимская знать и часть
ремесленников) во главе с Седекией уведены в плен.
При
Навуходоносоре II Вавилония превратилась в процветающую страну. Это было
временем ее возрождения, экономического и культурного подъема. Вавилон стал
центром международной торговли. Большое внимание уделялось оросительной
системе. В частности, около г. Сиппара был сооружен большой бассейн, откуда
брало начало много каналов, с помощью которых регулировалось распределение
воды во время засухи и наводнения. Реставрировались старые и строились новые
храмы. В Вавилоне был выстроен новый царский дворец, а также завершено
сооружение семиэтажного зиккура-та Этеменанки, названного в Библии
Вавилонской башней, разбиты знаменитые висячие сады. Кроме того, вокруг
Вавилона были воздвигнуты мощные фортификационные сооружения, чтобы
обезопасить столицу от возможных вражеских нападений.
В 562 г. до н.
э. Навуходоносор II умер, и после этого вавилонская знать и жречество начали
активно вмешиваться в проводимую его преемниками политику и устранять
неугодных им царей. В течение следующих двенадцати лет на престоле сменилось
три царя. В 556 г. до н. э. трон достался Набо-ниду, который был арамеем в
отличие от предшествовавших ему нововавилонских царей халдейского
происхождения.
Набонид стал проводить религиозную реформу, выдвигая
на первое место культ бога Луны Сина в ущерб культу верховного вавилонского
бога Мардука. Тем самым он, по-видимому, стремился создать могущественную
державу, объединив вокруг себя многочисленные арамейские племена, среди
которых культ Сина был очень популярен. Однако религиозная реформа привела
Набонида к конфликту со жречеством древних храмов в Вавилоне, Борсиппе,
Уруке.
В 553 г. до н. э. началась война между Мидией и Персией.
Воспользовавшись тем, что индийский царь Астиаг отозвал из Харрана свой
гарнизон, в том же году Набонид захватил этот город и распорядился о
восстановлении там разрушенного во время войны с ассирийцами в 609 г. до н.
э. храма бога Сина. Набонид покорил также область Тейма в северной части
Центральной Аравии и установил контроль над караванными дорогами по пустыне
через оазис Тейма в Египет. Этот путь имел большое значение для Вавилонии,
поскольку к середине VI в. до н. э. Евфрат изменил свое течение, и поэтому
морская торговля через Персидский залив из гаваней в г. Уре стала уже
невозможной. Набонид перенес в Тейму свою резиденцию, поручив правление в
Вавилоне своему сыну Бел-шар-уцуру.
Пока Набонид был занят активной
внешней политикой на западе, у восточных границ царь Кир II, который уже
завоевал 108/109 Мидию, Лидию и многие другие страны до границ с Индией и
имел в своем распоряжении огромную и хорошо вооруженную армию, готовился к
походу против Вавилонии. Набонид вернулся в Вавилон и приступил к
организации обороны своей страны. Однако положение Вавилонии стало уже
безнадежным. Поскольку Набонид стремился сломить могущество и влияние жрецов
бога Мардука и пренебрегал религиозными праздниками, связанными с его
культом, вли-ятельные жреческие круги, недовольные своим царем, были готовы
помочь любому его противнику. Вавилонская армия, истощенная в многолетних
войнах в Аравийской пустыне, не смогла отразить натиск во много раз
превосходящих сил персидской армии. В октябре 539 г. до н. э. Вавилония была
захвачена персами и навсегда утратила свою независимость.
КУЛЬТУРА
ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ
Персидское завоевание и утрата Вавилонией
независимости не означали еще конца месопотамской цивилизации. Для самих
вавилонян приход персов, возможно, казался вначале просто очередной сменой
правящей династии. Прежнего величия и славы Вавилона хватало местным жителям
для того, чтобы не испытывать перед завоевателями чувства ущербности и
неполноценности. Персы со своей стороны также относились к святыням и
культуре народов Месопотамии с должным уважением.
Вавилон сохранял
положение одного из величайших городов мира. Александр Македонский, разбив
персов при Гавгамелах, вступил в октябре 331 г. до н. э. в Вавилон, где он
«короновался», принес еще полтысячелетия после краха собственно
месопотамской государственности. Приход эллинов в Междуречье явился
поворотным моментом в истории месопотамской цивилизации. Обитатели
Месопотамии, пережившие не один разгром и ассимилировавшие не одну волну
пришельцев, на этот раз столкнулись с культурой, явно превосходившей их
собственную. Если с персами вавилоняне могли чувствовать себя на равных, то
эллинам они уступали практически во всем, что сознавали сами и что роковым
образом сказалось на судьбе вавилонской культуры. Упадок и конечную гибель
месопотамской цивилизации следует объяснять не столько причинами
экономическими и экологическими (засоление почв, изменение русел рек и т.
п.), в полную меру сказавшимися, очевидно, лишь в сасанидскую эпоху (227—636
гг. н. э.), сколько социально-политическими: отсутствием «национальной»
центральной власти, заинтересованной в поддержании старых традиций, влиянием
и соперничеством со стороны новых городов, основанных Александром
Македонским и его наследниками, а главное — глубокими и необратимыми
переменами в этнолингвистической и общекультурной ситуации К моменту прихода
эллинов арамеи, персы и арабы составляли большой процент населения
Месопотамии; в живом общении арамейский язык начал вытеснять вавилонский и
ассирийский диалекты аккадского еще в первой половине I тыс. до н. э. При
Селевкидах старая месопотамская культура сохранялась в державшихся старины
общинах, объединявшихся вокруг наиболее крупных и почитаемых храмов (в
Вавилоне, Уруке и других древних городах). Подлинными ее носителями были
ученые писцы и жрецы. Именно они на протяжении трех столетий сберегали
древнее наследие в новом по духу, куда более быстро меняющемся и «открытом»
мире. Однако все усилия вавилонских ученых спасти прошлое были тщетны:
месопотамская культура отжила свое и была обречена.
В самом деле,
что могла значить вавилонская «ученость» для людей, уже знакомых с
творениями Платона и Аристотеля. Традиционные месопотамские представления и
ценности оказались устаревшими и не могли удовлетворить запросов
критического и динамичного сознания эллинов и эллинизированных жителей
месопотамских городов. Сложная клинопись не могла конкурировать ни с
арамейским, ни с греческим письмом; средством «межнационального» общения,
как и повсеместно на Ближнем Восто, служили греческий и арамейский. Даже
апологеты древних традиций из числа эллинизированных вавилонян
вынуждены были писать по-гречески, если желали быть услышанными, как это
сделал вавилонский ученый Берос, посвятивший свою «Бабилониаку» Антиоху I.
Греки проявили поразительное равнодушие к культурному наследию завоеванной
страны. Месопотамская литература, доступная только знатокам клинописи,
осталась незамеченной; искусство, следовавшее образцам тысячелетней
давности, не импонировало греческому вкусу; местные культы и религиозные
идеи были чужды эл-линам. Даже прошлое Двуречья, судя по всему, не вызывало
у греков особого интереса. Не известно случая, чтобы какой-нибудь греческий
философ или историк изучил клинопись. Пожалуй, только вавилонская
математика, астрология и астрономия привлекли внимание эллинов и получили
широкое распространение.
В то же время греческая культура не могла
не прельщать многих из неконсервативно настроенных вавилонян. Помимо всего
прочего причастность к культуре завоевателей открывала путь к социальному
успеху. Как и в других странах эллинистического Востока, в Месопотамии
эллинизация происходила (проводилась и принималась) сознательно и
затрагивала в первую очередь верхи местного общества, а затем уж
распространялась на низы. Для вавилонской культуры это, очевидно, означало
потерю немалого числа активных и способных людей, «перешедших в эллин-ство».
Однако импульс, данный греками, с течением времени и по мере
распространения ослабевал, тогда как обратный процесс варваризации пришлых
эллинов шел по нарастающей. Он начался с социальных низов переселенцев, был
стихийным и вначале, вероятно, не очень заметным, но в конце концов греки
растворились в массе местного населения. Одолел Восток, правда Восток уже не
вавилонский, а ара-мейско-иранский. Собственно древ-немесопотамское
культурное наследие было воспринято последующими поколениями на Востоке и
Западе лишь в ограниченном объеме, часто в искаженном виде, что неизбежно
при всякой передаче через вторые и третьи руки. Это, впрочем, нисколько не
умаляет ни нашего интереса к нему, ни важности изучения древнемесопотамской
культуры для лучшего понимания всеобщей истории культуры.
Месопотамская цивилизация — одна из древнейших, если не самая
древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человеческое
общество едва ли не впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху
древности, отсюда начинается подлинная история человечества. Переход от
первобытности к древности, «от варварства к цивилизации» означает сложение
культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания. Как
первая, так и второе теснейшим образом связаны с урбанизацией, сложной
социальной дифференциацией, становлением государственности и «гражданского
общества», с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере
управления и обучения, с новым характером отношений между людьми в обществе.
Существование какого-то рубежа, отделяющего первобытную культуру от древней,
ощущалось исследователями давно, но попытки определить внутреннюю сущность
различия между этими разностадиальными культурами стали предприниматься
только в последнее время. Для догородской бесписьменной культуры характерна
симпрактич-ность информационных процессов, имеющих место в обществе; иными
словами, основные виды деятельности не требовали каких-либо самостоятельных
коммуникативных каналов; обучение хозяйственным, промысловым и ремесленным
навыкам, ритуалу и т. п. строилось на непосредственном подключении обучаемых
к практике.
Мышление человека первобытной культуры можно определить
как «комплексное», с преобладанием предметной логики; индивид полностью
погружен в деятельность, связан психологическими полями ситуационной
действительности, не способен к категориальному мышлению. Уровень развития
первобытной личности можно назвать дорефлексивным. С рождением цивилизации
отмеченная сим-практичность преодолевается и возникает «теоретическая»
текстовая деятельность, связанная с новыми видами общественной практики
(управление, учет, планирование и т. п.). Эти новые виды деятельности и
становление «гражданских» отношений в обществе создают условия для
возникновения категориального мышления и понятийной логики. По существу в
своих основах культура древности и сопутствующий ей тип сознания и мышления
не отличаются принципиальным образом от современной культуры и сознания. К
этой новой культуре была причастна лишь часть древнего общества,
первоначально, вероятно, весьма небольшая; в Месопотамии новый тип людей —
носителей такой культуры, по-видимому, лучше всего представляли фигуры
шумерского чиновника-бюрократа и ученого писца. Люди, управлявшие сложным
храмовым или царским хозяйством, планировавшие крупные строительные работы
или военные походы, лица, занятые прогнозированием будущего, накоплением
полезных сведений, совершенствованием системы письма и обучением смены —
будущих администраторов и «ученых», первыми вырвались из вечного круга
безрефлексивного, почти автоматического воспроизведения сравнительно
ограниченного набора традиционных шаблонов и образцов поведения. По самому
роду своих занятий они были поставлены в иные условия, часто оказывались в
ситуациях, невозможных прежде, и для решения стоявших перед ними задач
требовались новые формы и приемы мышления.
На протяжении всего
периода древности первобытная культура сохранялась и сосуществовала бок о
бок с древней. Воздействие новой городской культуры на различные слои
населения Месопотамии было неодинаковым; первобытная культура постоянно
«ионизировалась», подвергалась преобразующему воздействию со стороны
культуры древних городов, но тем не менее благополучно сохранилась до конца
периода древности и даже пережила его. Жители отдаленных и глухих селений,
многие племена и социальные группы оказывались не затронутыми ею.
Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры
древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны
новые формы хранения-передачи информации и «теоретической», т. е. чисто
интеллектуальной, деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности
принадлежит особое место: изобретенная шумерами клино-пись — самое
характерное и важное (во всяком случае для нас) из того, что было создано
древнемесопо-тамской цивилизацией. При слове «Египет» мы сразу представляем
себе пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего
подобного не сохранилось— грандиозные сооружения и даже целые города
расплылись в бесформенные холмы-телли, едва различимы следы древних каналов.
О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные
надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около
полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и
каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная
табличка, испещренная клинописными значками, могла бы служить таким же
символом древнего Двуречья, каким для Египта являются пирамиды.
Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической
форме появляется на рубеже IV—III тыс. до н. э. По-видимому, она сложилась
на основе системы «учетных фишек», которую вытеснила и заменила. В IX—IV
тыс. до н. э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до
Центрального Ирана использовали для учета различных продуктов и товаров
трехмерные символы — маленькие глиняные шарики, конусы и т. п. В IV тыс. до
н. э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или
иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак. На
внешней стенке «конверта» иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь,
чтобы иметь возможность вести точные подсчеты, не полагаясь на память и не
разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках, таким образом,
отпадала—достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены
процарапанными палочкой значками-рисунками. Такая теория происхождения
древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего
материала и специфическую, подушко- или линзообразную форму древнейших
табличек
Полагают, что в ранней пиктографической письменности было
свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или
несколько слов Совершенствование древнемесопотам-ской системы письма шло по
линии унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их
осталось чуть более 300), схематизации и упрощения начертания, в результате
чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков,
оставляемых концом трехгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно
узнать исходный знак-рисунок Одновременно происходила фонетизация письма, т
е. значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении,
но и в отрыве от него, как чисто слоговые Это позволило передавать точные
грамматические формы, выписывать имена собственные и т п.; клинопись стала
подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.
Самые древние
письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, однозначно
понятные только составителям и лицам, присутствовавшим при записи. Они
служили «памятками» и вещественным подтверждением условий сделок, которое
могло быть предъявлено в случае возникновения каких-либо споров и
разногласий Насколько можно судить, древнейшие тексты — это описи полученных
или выданных продуктов и имущества или же документы, регистрирующие обмен
материальными ценностями. Первые вотивные надписи также по существу
фиксируют передачу имущества, посвящение его богам. К числу древнейших
относятся и учебные тексты — списки знаков, слов и т д
Развитая
клинописная система, способная передавать все смысловые оттенки речи,
выработалась к середине III тыс до н э Сфера применения клинописи
расширяется: помимо документов хозяйственной отчетности и купчих появляются
пространные строительные или закладные надписи, культовые тексты, сборники
пословиц, многочисленные «школьные» или «научные» тексты — списки знаков,
списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и должностей
и, наконец, первые двуязычные словари.
Шумерская клинопись получает
широкое распространение: приспособив к нуждам своих языков, ее с середины
III тыс. до н. э. используют аккадцы, семитоязычные жители Центральной и
Северной Месопотамии и эблаитяне в Западной Сирии. В начале II тыс. до н. э.
клинопись заимствуют хетты, а около 1500 г. до н. э. жители Уга-рита на ее
основе создают свою упрощенную слоговую клинопись, которая, возможно,
повлияла на формирование финикийского письма. От последнего берут начало
греческий и соответственно более поздние алфавиты. Пилосские таблички в
архаической Греции, вероятно, также восходят к месопо-тамскому образцу. В I
тыс. до н. э. клинопись заимствуют урар-ты; персы также создают свое
парадное клинописное письмо, хотя в эту эпоху уже известны более удобные
арамейское и греческое. Клинопись, таким образом, во многом определила
культурный облик переднеазиатского региона в древности.
Престиж
месопотамской культуры и письменности был столь велик, что во второй
половине II тыс. до н. э., несмотря на упадок политического могущества
Вавилона и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством
международного общения на всем Ближнем Востоке. Текст договора между
фараоном Рамсесом II и царем хеттов Хаттусили III был составлен по-аккадски.
Даже своим вассалам в Палестине фараоны пишут не по-египетски, а
по-аккадски. Писцы при дворах правителей Малой Азии, Сирии, Палестины и
Египта старательно изучают аккадский язык, клинопись и литературу. Чужая
сложная грамота доставляла этим писцам немало мучений: на некоторых
табличках из Телль-Амарны (древний Ахетатон) видны следы краски. Это
египетские писцы при чтении пытались разделить на слова (подчас неверно)
сплошные строки клинописных текстов. 1400—600 годы до н. э.—время
наибольшего влияния месопотамской цивилизации на окружающий мир. Шумерские и
аккадские ритуальные, «научные» и литературные тексты переписываются и
переводятся на другие языки во всем ареале клинописи.
Древнемесопотамская шумеро- и аккадоязычная литература известна
сравнительно неплохо — сохранилась примерно четверть того, что составляло
«основной поток традиции», т. е. изучалось и переписывалось в древних школах
- академиях. Глиняные таблички, даже необожженные, прекрасно сохраняются в
земле, и есть основания надеяться, что со временем будет восстановлен весь
корпус литературных и «научных» текстов. Обучение в Двуречье издавна
строилось на копировании текстов самого различного содержания — от образцов
деловых документов до «художественных произведений», и целый ряд шумерских и
аккадских сочинений был восстановлен по многочисленным м ученическим копиям.
При школах-академиях (эдубба) создавались библиотеки по многим отраслям
знания, существовали и частные собрания «глиняных книг». Крупные храмы и
дворцы правителей также нередко имели кроме хозяйственно-административных
архивов большие библиотеки. Самая известная из них — библиотека ассирийского
царя Аш-шурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853 г. при раскопках холма
возле деревни Куюнджик на левом берегу Тигра. Собрание Ашшурбанапала было не
только крупнейшим для своего времени; это едва ли не первая в мире
настоящая, систематически подобранная и расставленная библиотека. Царь лично
следил за ее комплектованием: по его приказам писцы по всей стране снимали
копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых и частных
собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.
Некоторые
сочинения представлены в этой библиотеке в пяти-шести экземплярах.
Пространные тексты составляли целые «серии», включавшие иногда до 150
табличек. На каждой такой «серийной» табличке стоял ее порядковый номер;
заглавием служили начальные слова первой таблички. На полках «книги»
размещались по определенным отраслям знаний. Здесь были собраны тексты
«исторического» содержания («анналы», «хроники» и др.), судебники, гимны,
молитвы, заговоры и заклинания, эпические поэмы, «научные» тексты (сборники
примет и предсказаний, медицинские и астрологические тексты, рецепты,
шумеро-аккадские словари и т. п.), сотни книг, в которых «отложились» все
знания, весь опыт древнемесопотамской цивилизации. Большая часть того, что
мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при
изучении этих 25 тыс. табличек и фрагментов, извлеченных из руин дворцовой
библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии.
Древнемесопотамская
словесность включает как памятники фольклорного происхождения—
«литературные» обработки эпических поэм, сказок, собрания пословиц, так и
произведения авторские, представляющие письменную традицию. Самым выдающимся
памятником шумеро-вавилонской словесности, по мнению современных
исследователей, является аккадский «Эпос о Гильгамеше», в котором
повествуется о поисках бессмертия и ставится вопрос о смысле человеческого
существования. Найден целый цикл шумерских поэм о Гильгамеше и несколько
более поздних аккадских версий эпоса. Этот памятник, очевидно, пользовался
заслуженной славой и в древности; известны его переводы на хуррит-ский и
хеттский языки, упоминание о Гильгамеше есть и у Элиана.
Огромный
интерес представляют старовавилонская «Поэма об Атрахасисе», повествующая о
сотворении человека и всемирном потопе, и культовый космогонический эпос
«Энума элиш» («Когда вверху...»). Дошла из Месопотамии и поэма-сказка о
проделках хитреца, трижды отомстившего своему обидчику Этот сказочный сюжет
хорошо представлен в мировом фольклоре (тип 1538 по системе Аарне-Томпсона).
Широко распространен в мировом фольклоре и мотив полета человека на орле,
впервые встречающийся в аккадской «Поэме об Этане». Шумерские «Поучения
Шуруппака» (середина III тыс до н. э.) включают ряд пословиц и сентенций,
повторяющихся позже во многих ближневосточных литературах и у античных
философов. Из произведений нефольклорно-го, изначально письменного,
авторского происхождения следует указать несколько поэм о невинном
страдальце, так называемую «Вавилонскую теодицею» и «Разговор господина с
рабом», предвосхищающих темы библейских книг Иова и Экклесиаст. Некоторые
покаянные псалмы и плачи вавилонян также находят параллели в библейских
псалмах. В целом можно утверждать, что древнемесопотамская словесность, ее
тематика, поэтика, само видение мира и человека оказали значительное
воздействие на литературы соседних народов, на Библию и через нее—на
литературы Европы.
По-видимому, месопотамские истоки имела и
арамейская «Повесть об Ахикаре» (древнейшая запись датируется V в. до н.
э.), переведенная в средние века на греческий, арабский, сирийский,
армянский и славянские языки («Повесть об Акире Премудром»).
Глубокий след в современной культуре оставили шумеро-ва-вилонская
математика и астрономия. По сей день мы пользуемся позиционной системой цифр
и шестидесятиричным счетом шумеров, деля круг на 360°, час — на 60 минут, а
каждую из них — на 60 секунд. Особенно значительны были достижения
вавилонской математической астрономии.
Самый творческий период
вавилонской математической астрономии приходится на V в. до н. э. В это
время существовали знаменитые астрономические школы в Уруке, Сиппаре,
Вавилоне и Бор-сиппе. Из этих школ вышли два великих астронома: Набуриан,
разработавший систему определения лунных фаз, и Киден, установивший
продолжительность солнечного года и еще до Гиппарха открывший солнечные
прецессии. Большую роль в передаче грекам вавилонских астрономических знаний
играла школа, основанная вавилонским ученым Беросом на о-ве Кос около 270 г.
до н. э. Таким образом, греки имели прямой доступ к вавилонской математике,
уровень которой во многих отношениях не уступал уровню Европы эпохи раннего
Возрождения.
Любопытно наследие месопотамской цивилизации в области
политической теории и практики, военного дела, права и историософии.
Сложившаяся в Ассирии административная система была заимствована персами
(деление страны на сатрапии, разделение в провинции гражданской и военной
власти). Ахемениды, а вслед за ними эллинистические правители и позже
римские кесари усвоили многое из придворного обихода, принятого у
месопотамских царей.
Родившаяся, по-видимому, на рубеже III—II тыс.
до н. э. идея единой истинной «царственности», переходящей со временем из
одного города-государства в другой, пережила тысячелетия. Войдя в Библию
(Книга Даниила) как идея смены «царств», она стала достоянием
раннехристианской историософии и послужила одним из источников возникшей на
Руси в начале XVI в. теории «Москвы — третьего Рима». Характерно, что
инсигнии византийских императоров и русских царей, согласно византийским и
русским авторам, происходят из Вавилона. «Услышав же князь Владимер
Киевский, что царь Василий (император Византии 976—1025 гг.—И. Клочков) получи
(из Вавилона.—И. Клочков) такие великие царские вещи, и посла к нему своего
посла, чтоб ево чем подарил. Царь же Василий ради чести своей посла князю
Владиме-ру в Киев в дарех сердоликову крабицу да мономахову шапочьку. И с
того времени прослыша великий князь Владимер Киевский — Мономах. А ныне та
шапочька в Московском государстве в соборной церкви. И как бывает
властя-поставление, тогда ради чину вос-кладывают ея на главу»,— читаем мы в
«Сказании о Вавилоне-граде» (по списку XVII в.).
Несмотря на то что
в ветхозаветной и христианской традициях к Вавилону и Ассирии было явно
неприязненное отношение, Вавилон оставался в памяти многих поколений первым
«мировым царством», наследником которого выступали последующие великие
империи.