На главную страницу Библиотеки по культурологии
карта библиотеки


Библиотека > Культура древних цивилизаций > Теотиуаканская культура

Одной из первых культур, отмежевавшихся от ольмекского корня, считается теотиуаканская (100 - 650 гг. н. э.). Ее название происходит от наименования возникшего около 300 г. до н. э. в северо-западной части долины Мехико нового необычайно крупного культового центра, который именовался Теотиуакан, что в переводе означает "место, где боги касаются земли". Возможно, какая-то часть первых жителей Теотиуакана (науатль) происходила от ольмеков, какая-то - от беженцев из района извержения вулкана Шитли (город Куикулька и его окрестности).

В Теотиуакане, по мнению древних жителей Мексиканской долины, был запущен в действие основной закон нашего мира - закон жертвы, и боги Солнца и Луны вошли в наше пространство и время. Поэтому место это считалось священным и притягивало к себе людей. Именно здесь согласно легенде в начале времен были рождены боги Солнца и Луны.

Древний текст рассказывает о том, что было время, когда существовало лишь Высшее Начало - "Мать и Отец богов" (Ометеотл), дуальная основа сущего, - от которого все получило бытие.

Последний породил четырех детей. Это были божественные силы - братья:
• два Тескатлипока, красный и черный ("Дымящееся Зеркало" - вечно юный бог карающего правосудия, ночи и судьбы);
• Кетцалькоатль, белый ("Оперенный Змей" - бог ветра, воздуха, покровитель знания и жрецов);
• Уитцилопочтли, голубой ("Колибри-слева" - бог войны; назван так потому, что считалось, будто души храбрых воинов превращались в колибри),

Однако эти четыре бога всегда лишены покоя, постоянно напряжены, потому что находятся в состоянии вечной борьбы друг с другом за господство в Космосе.

Во главе иерархической лестницы общества Теотиуакайа стоял верховный жрец. Согласно традиции он облачался в длинную черную тунику, а на голове имел убор, напоминающий папскую корону. Личность его была священной, а власть - беспредельной. Это объяснялось невероятным ужасом, который вызывал у окружающих чародейскими приемами этот великий мастер черной магии.

Рядовые жители города были ближе к мирским проблемам - занимались земледелием и ремеслом. Они прославились как великолепные гончары, зодчие и художники. Благодаря их талантам Теотиуакан из небольшого селения превратился в рскошный культовый центр и приобрел славу города изобилия и величественной красоты.

Своего максимального расцвета он достиг в III в. н. э., когда Римская империя уже начинала клониться к закату. В то время Теотиуакан занимал площадь 22,5 - 30 кв. км, а его население составляло 85 тыс. человек.

Теотиуакан делился на четыре огромных квадрата, каждый из которых представлял собой квартал с общественными зданиями, культовыми сооружениями, рынками, дворцами и жилыми домами.

Город располагался вокруг центральной оси, получившей название Проспекта Мертвых (Миккаотли), или Дороги Смерти. Она была сориентирована с севера на юг и имела длину 2000 м. В центре дорогу под прямым углом пересекала восточно-западная улица.

Вся территория Теотиуакана была вымощена гипсовыми плитами. Здания города имели полы из слюды и камня, стены домов покрывались штукатуркой, расписывались сценами из мифов и ритуалов или украшались барельефами. Весь город был в разноцветных красках.

Уже к 200 г. до н. э. в нем действовала ирригационная система, и вода из озер растекалась по разветвленной сети каналов.

Пирамиды Теотиуакана - наиболее впечатляющие архитектурные сооржения на американском континенте. (Правда, по форме и функциональному назначению эти пирамиды отличались от египетских пирамид. Они служили не усыпальницами, а использовались для проведения религиозных ритуалов.)

42-метровая "Пирамида Луны", находящаяся на северном конце Дороги Смерти, была построена первой и олицетворяла первоначальную тьму и ночь.

В центре Теотиуакана - суровая в своей простоте "Пирамида Солнца". Периметр ее основания достигает 1000 м, а высота - 64,5 м (первоначальная высота - 72 м). Строительство этой пирамиды велось около 30 лет, и в нем принимали участие примерно 20000 человек.

В самом центре города, точно на пересечении Дороги Смерти с восточно-западным проспектом, находился Ритуальный двор, также игравший важную роль источника всего сущего. Он был окружен ступенчатыми холмами, платформами и лестницами. Далее начиналась Сьюдадела (от исп. цитадель) - огромное здание длиной около 400 м - эталон точности и планировки. Со всех сторон, кроме западной, она ограничена платформами и небольшими пирамидами. В глубине этого огромного двора еще один знаменитый храм - Пирамида Кетцалькоатля (кетцаль - птица, коатль - змея, то есть пернатый змей).

Для архитектуры Теотиуакана характерны еще несколько типичных приемов, получивших затем широкое применение в мезоамериканском регионе:
- таблеро - важная вертикальная панель;
- талуд - скос, которому придавалось меньшее значение;
- лестница, расположенная в центре.

Город был первой настоящей блистательной столицей и первым местом в Америке, где, по словам ученых, "существовало полностью интегри- рованное, богатое и сытое общество, управляемое силой авторитета сверхъестественных сил и космогонических формул". Теотиуакан выполнял свое назначение несколько веков, а затем (около 650 г. н. э.) погиб под натиском варварских племен.




Культурология: Конспект лекций. (Авт.-сост. Оганесян А.А.). - М.:Приор,2001.-с.103-105.



Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected]!


КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других