Библиотека > Культура древних цивилизаций >
Теотиуаканская культура
Одной из первых культур, отмежевавшихся от ольмекского корня, считается
теотиуаканская (100 - 650 гг. н. э.). Ее название происходит от наименования возникшего около 300 г. до н. э. в северо-западной части долины
Мехико нового необычайно крупного культового центра, который именовался Теотиуакан, что в переводе означает "место, где боги касаются
земли".
Возможно, какая-то часть первых жителей Теотиуакана (науатль) происходила от ольмеков,
какая-то - от беженцев из района извержения вулкана Шитли (город Куикулька и его окрестности).
В Теотиуакане, по мнению древних жителей Мексиканской долины,
был запущен в действие основной закон нашего мира - закон жертвы, и
боги Солнца и Луны вошли в наше пространство и время. Поэтому место
это считалось священным и притягивало к себе людей.
Именно здесь согласно легенде в начале времен были рождены боги
Солнца и Луны.
Древний текст рассказывает о том, что было время, когда существовало
лишь Высшее Начало - "Мать и Отец богов" (Ометеотл), дуальная основа
сущего, - от которого все получило бытие.
Последний породил четырех детей. Это были божественные силы -
братья:
• два Тескатлипока, красный и черный ("Дымящееся Зеркало" - вечно
юный бог карающего правосудия, ночи и судьбы);
• Кетцалькоатль, белый ("Оперенный Змей" - бог ветра, воздуха, покровитель знания и жрецов);
• Уитцилопочтли, голубой ("Колибри-слева" - бог войны; назван так потому,
что считалось, будто души храбрых воинов превращались в колибри),
Однако эти четыре бога всегда лишены покоя, постоянно напряжены,
потому что находятся в состоянии вечной борьбы друг с другом за господство в Космосе.
Во главе иерархической лестницы общества Теотиуакайа стоял верховный жрец. Согласно традиции он облачался в длинную черную тунику, а на
голове имел убор, напоминающий папскую корону. Личность его была священной, а власть - беспредельной. Это объяснялось невероятным ужасом,
который вызывал у окружающих чародейскими приемами этот великий
мастер черной магии.
Рядовые жители города были ближе к мирским проблемам - занимались
земледелием и ремеслом. Они прославились как великолепные гончары,
зодчие и художники. Благодаря их талантам Теотиуакан из небольшого селения превратился в рскошный культовый центр и приобрел славу города
изобилия и величественной красоты.
Своего максимального расцвета он достиг в III в. н. э., когда Римская
империя уже начинала клониться к закату. В то время Теотиуакан занимал
площадь 22,5 - 30 кв. км, а его население составляло 85 тыс. человек.
Теотиуакан делился на четыре огромных квадрата, каждый из которых
представлял собой квартал с общественными зданиями, культовыми сооружениями, рынками, дворцами и жилыми домами.
Город располагался вокруг центральной оси, получившей название Проспекта Мертвых
(Миккаотли), или Дороги Смерти. Она была сориентирована с севера на юг и имела длину 2000 м. В центре дорогу под прямым
углом пересекала восточно-западная улица.
Вся территория Теотиуакана была вымощена гипсовыми плитами. Здания
города имели полы из слюды и камня, стены домов покрывались штукатуркой,
расписывались сценами из мифов и ритуалов или украшались
барельефами. Весь город был в разноцветных красках.
Уже к 200 г. до н. э. в нем действовала ирригационная система, и вода из
озер растекалась по разветвленной сети каналов.
Пирамиды Теотиуакана - наиболее впечатляющие архитектурные сооржения на американском континенте.
(Правда, по форме и функциональному назначению эти пирамиды отличались от египетских пирамид. Они служили не усыпальницами, а использовались для проведения религиозных
ритуалов.)
42-метровая "Пирамида Луны", находящаяся на северном конце Дороги Смерти, была построена первой и олицетворяла первоначальную тьму
и ночь.
В центре Теотиуакана - суровая в своей простоте "Пирамида Солнца".
Периметр ее основания достигает 1000 м, а высота - 64,5 м (первоначальная высота - 72 м).
Строительство этой пирамиды велось около 30 лет, и в
нем принимали участие примерно 20000 человек.
В самом центре города, точно на пересечении Дороги Смерти с восточно-западным проспектом,
находился Ритуальный двор, также игравший важную роль источника всего сущего. Он был окружен ступенчатыми холмами,
платформами и лестницами. Далее начиналась Сьюдадела (от исп. цитадель) - огромное здание длиной около 400 м - эталон точности и планировки.
Со всех сторон, кроме западной, она ограничена платформами и небольшими пирамидами.
В глубине этого огромного двора еще один
знаменитый храм - Пирамида Кетцалькоатля (кетцаль - птица, коатль -
змея, то есть пернатый змей).
Для архитектуры Теотиуакана характерны еще несколько типичных
приемов, получивших затем широкое применение в мезоамериканском
регионе:
- таблеро - важная вертикальная панель;
- талуд - скос, которому придавалось меньшее значение;
- лестница, расположенная в центре.
Город был первой настоящей блистательной столицей и первым местом в Америке, где, по словам ученых, "существовало полностью интегри-
рованное, богатое и сытое общество, управляемое силой авторитета сверхъестественных сил и космогонических формул".
Теотиуакан выполнял свое назначение несколько веков, а затем (около
650 г. н. э.) погиб под натиском варварских племен.