На главную страницу Библиотеки по культурологии
карта библиотеки


Библиотека > Культура древних цивилизаций > Культура тольтеков

Воинственные племена, погубившие Теотиуакан, стояли на варварской ступени развития общества. Однако после гибели Теотиуакана они, унаследовав его культуру, продолжили традиции науатль и построили новый город - Толлан (Тула). С тех пор их называют тольтеками - народом удивительных деяний и высочайшей культуры (IX - XII вв.). Позднее слово "тольтек" станет равнозначно понятиям "художник", "строитель", "мудрец". Тольтеки жили в двух реальностях:
• в объяснимой, рациональной, грубой - тональ;
• в необъяснимой, тонкой, иррациональной - нагуаль.
В основе обеих лежит первичная энергия - Дух (Ометеотль, Науаль, Огонь, Тайна, Цель). Проявленная Вселенная - лишь его видимое лицо, где Солнце (Тау, Тайау, Тавееррика), Огонь (Татевари), Земля (Тлалтипак), растения, животные и люди - самовыражение бога и потому священны.

Цель жизни каждого тольтека - в осознании своей связи с Духом. Он всегда с людьми, надо только навести порядок внутри себя (укрепить тональ), чтобы его услышать. Только чистое может принять чистое. В помощь давался выработанный веками набор специальных практик. Они позволяли поддерживать магический контакт между человеком и Солнцем, Землей и Огнем-Духом для изгнания тьмы. Чтобы победить в этой борьбе, тольтеки учились у самой природы. Способом познания была жизнь, потому что только сам человек, совершая поступки и используя собственную энергию, может познать мир и прийти к Богу.

Центром мира тольтеков стал Толлан, объединивший в единую конфедерацию целый ряд племен и старейших городов (Куаучинанко, Куаунауак, Куаупан, Уастенек). О красоте и богатстве Толлана, стабильном достатке жителей и об обилии полей, его технических достижениях, искусстве астрономов, ремесленников, ювелиров и художников, интеллектуальном и духовном гении философов рассказывают первые "археологи" Толлана - ацтеки, пришедшие на эти земли в XIV в.

В новой столице возникает своеобразное военно-религиозное искусство. Его образец - сохранившийся до наших дней храм Тлауискальпантекутли - "Владыки рассвета", Венеры. К нему вела платформа с тремя длинными рядами строгих колонн, соединявшимися резными перекрытиями, между которыми в особом углублении горел вечный огонь.

Процветание Толлана часто связывают с правлением сына Мишкоатля. основателя города. Его звали Се Акатль (Первый Тростник) Топильцин (Принц) Кетцалькоатль (Пернатый Змей). Мать принца умерла при родах, но появившийся на свет ребенок остался жив. Тольтеки считали его земным воплощением бога, благодаря которому священные силы проникли в мир людей. Нововведения вызвали протест жрецов культа кровавого бога Тескатлипоки. Враги обманом (как предполагалось, при помощи злых чар) заставили Кетцалькоатля нарушить жреческую клятву - он отрекся от сана и престола и отправился в ссылку для самоочищения. С изгнанием Кетцалькоатля великолепные достижения Толлана пришли в упадок, и примерно в XII - XIII вв. город погиб от пожара. Его жители эмигрировали в различные районы Мезоамерики.




Культурология: Конспект лекций. (Авт.-сост. Оганесян А.А.). - М.:Приор,2001.-с.103-105.



Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected]!


КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других