На главную страницу Библиотеки по культурологии
карта библиотеки        ФОРУМ "Studia humanitas"


Библиотека > История античной культуры > История и культура Древней Греции > Загадка "греческого чуда"

История Древней Греции является, пожалуй, наиболее захватывающей, величественной и интересной, знакомой нам еще со школьных времен.

Образование греческой цивилизации относится к промежутку с VII по V вв. до н.э., к так называемой эпохе "культурного переворота".

Известный французский историк XIX века Эрнест Ренан назвал появление и дальнейшее развитие древней цивилизации Эллады "греческим чудом". Да и не чудо ли это? Когда она появилась, великие цивилизации Египта и Вавилона измеряли историю своего существования уже тысячелетиями. Не чудо ли это, что такое, сравнительно молодое культурное образование, как Древняя Греция, открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Достаточно вспомнить великолепные образцы греческого гения в сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки первыми сломали существующие стереотипы и создали науку, которую некоторые современные исследователи называют "мышлением по способу греков".

Развитие Древней Греции делится на несколько этапов. Первым из них является так называемая микенская цивилизация, которая стоит у истоков европейской культуры.

Одна из основных отличительных черт микенской цивилизации - наличие мощных архитектурных комплексов, дворцов-цитаделей в каждом из городских образований Древней Эллады, отвечающих за административный и культурный уклад данного региона. ("Дворец держал на строжайшем учете реальные и запланированные поступления, ведал организацией рабочей силы и военного дела").

Практически каждый древнегреческий город строился неподалеку от возвышенного участка - холма, на вершине которого располагалась окруженная стенами крепость - акрополь.

Самой величественной и неприступной крепостью считается Акрополь города Афины, который греки построили в V-м веке до н.э. после победы над персами. Вслед за этим, в 440-430г.г. до н.э. началось строительство Парфенона, который представлял собой храм, окруженный со всех сторон колоннадой: с фасадных сторон по 8 колонн, с продольных по 17. Внутри помещение храма разделялось глухой стеной. В западной его части помещались первоначально предметы культа, а позже государственная казна, в восточной части находилось помещение со статуей богини Афины. Скульптурные изображения, украшавшие Парфенон, были выполнены крупнейшим скульптором Фидием или непосредственно под его руководством.

Размещение статуй богинь и богов в крепости объясняется тем, что главными зданиями городов были дома божеств, покровителей городов, - храмы. Парфенон (пристанище целинных) был построен для того, чтобы разместить в нем огромную статую Афины, сделанную из слоновой кости и золота.

В древние времена Греция делилась на полисы, что было отличительным политическим образованием Древней Греции. Полис - городское образование, имеющее свою крепость (акрополь) и являющееся политически независимым от соседних городов. И все же столь, казалось бы, разрозненные города, наряду с языком, объединяла и религия. Так, Афина была одинаково почитаемой у всех древних греков. Ее культ был распространен по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос). Но особенно почитаема Афина была в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города).

Афина - в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Ее рождение изображено с позиций героической мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществленная в действии. Вспомним: Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или его друга Прометея), расколовшего ему голову топором, сам произвел на свет Афину, которая появилась из его головы в полном боевом вооружении.

Неудивительно, что город Афины в экономическом отношении был более развитым, чем остальные полисы. Поэтому законы, принимаемые в Афинах, распространялись и на другие города Древней Греции. Так, законы Драконта (621 г. до н.э.) оформили право частной собственности. В 594 г. до н.э. посредством реформ Солона, все долги, сделанные под заклад земли, были прощены, брать в рабство за долги было запрещено. Ремесло поощрялось. Законодательство Клисфена (509 г. до н.э.) завершило ликвидацию родового слоя - все стали равными, не взирая на различные имущественные контрасты. Преодоливая сопротивление верхушки аристократов, Солон провел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляя интересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.

Реформы Солона придали древнегреческой цивилизации первые признаки демократизма. Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы гражданина было право частной собственности на средства производства (и, прежде всего, на главное из них - землю) с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (то есть свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса. Недостатком классической античной демократии было то, что свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тысяч) обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства.

Однако, ввиду того, что после Солона власть захватил тиран Писистрат, реформы были упразднены, оставлены без применения. Но пришедший после свержения писистатидов, Клисфен продолжил дело Солона. В результате его реформ государственный строй стал еще более демократическим, чем при Солоне. Полис, в отличие от монархии, требующей, чтобы монарх управлял и предметы удовлетворяли условиям, допускал, чтобы граждане дебатировали политические выпуски в общественных высказываниях граждан.




Автор статьи : Олег В. Мухин



Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected]!


КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других