Библиотека > История античной культуры > История и культура Древней Греции >
Обучение в Древней Греции
В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось
образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту
тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных
афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в
школы.
После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались
на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка"), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу. В школе дети занимались с
тремя учителями. Первый назывался грамматистом. Он обучал
грамоте, счету и письму, читал с учениками поэмы Гомера и басни
Эзопа. Вместо тетрадей школьники пользовались так называемыми
диптихами, двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые
раскрывались как книга или переплет. Внутренняя поверхность
натиралась воском, на котором стилем (металлической палочкой)
прорезались буквы и п,ифры и им же (вернее, его обратной стороной,
где была лопаточка) стирались — saepe stylum verte! Края дощечек
выступали, их можно было скрепить печатью, завязать веревкой и с
фугой стороны. В этом случае диптихи служили "конвертами" для
писем, скрывая написанное на внутренних сторонах дощечек. Считать
учились на камешках. Более сложные арифметические расчеты
действия) производили на абаке. Этот способ обучения известен и в
современной школе.
Важное место в образовательной программе занимала подготовка к
религиозным празднествам, на которых присутствовали свободные жители греческих городов. Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны.
Учил их этому кифарист, прививавший детям навыки игры на
струнных инструментах — лире или кифаре.
С двенадцати лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно "тренирующий ребенка").
Государство и семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к
военной службе. Педотриб показывал детям, как метать копье и диск,
тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям.
Спортивные занятия проводились в специально подготовленных для
этого помещениях — палестрах. Нередко уроки проводились под аккомпанемент флейты.
С 16 (18) лет мальчики могли продолжить свое образование в
гимнасиях, школах риторов и философов.
Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать,
чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в
некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки
занимались музыкой, поэзией, пением и танцами. Одной из таких школ
(по преданию) руководила знаменитая поэтесса Сапфо. В ее стихах есть
лирические нежные строки, посвященные ученицам, воспитанным в
атмосфере изящества и красоты.
В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В
Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и
образование строились с целью вырастить прежде всего воина и мать
воина. В течение 13 лет — с 7 до 20 лет — мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки
также много внимания уделяли спорту, соревновались с мальчиками на
состязаниях. Меньше, чем, например, в Афинах, маленькие спартанцы
занимались музыкой и литературой, по были более закалены телом.
Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их
нарицательными, и если выдержка, твердость и лаконичность (Лакония = Спарта) заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то
жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб
умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у
современников спартанцев, обитателей иных городов-полисов, где царил
идеал "калокагатии" — красоты и добра, слитых воедино.