Библиотека > История античной культуры > История и культура Древней Греции >
Философия в поисках Истины. Основные модели мироздания
Философия, пожалуй, самое выдающееся создание греческого гения. Другие народы,
философствуя, лишь развивали греческую мысль, и не зря сказано, что вся
европейская философия - лишь один большой комментарий к Платону.
Уникальное сочетание страсти, состязательности, интеллектуальной свободы и веры
в возможность достижения объективной истины явились основой греческого
философствования. Греки спорили о философии с тем же азартом, с каким
соревновались на олимпийских играх. Интеллектуальное достижение - глубокая,
впечатляющая мысль - считалось у них самым ценным сокровищем, более значимым,
чем власть, богатство и сила.
Стремление греческого ума к ясности и непротиворечивости нередко приводило к
утверждению крайних точек зрения. Каждый мыслитель, исходя из своего
мироощущения и жизненного опыта, старался согласовать их с каким-то одним общим
суждением, исключив остальные. Таким образом, выявлялись разные пути философской
мысли, разные возможности систематизации знаний, модели мироздания.
Первоначально в VI-V веке до н.э. греческая мысль, пытаясь разгадать тайну
бытия, дерзко шла в наступление с различных сторон. В V-IV веках до н.э.
философия, умерив пыл, стала распадаться на отдельные школы, в то время как
фокус философского интереса переместился с онтологии на этику и теорию познания,
с метафизики - в область искусства жизни.
Философы Милетской школы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен описывали мир как
вечный, беспредельный, изменчивый, состоящий из различных модификаций одного или
нескольких первоначал: воды, огня, земли и воздуха. Мир представлялся им как
божественный, прекрасный, одушевленный и упорядоченный. Противоречия видимого и
объективно сущего, материального и духовного, не смущали милетцев. Фалес,
например, говорил: "все есть вода и мир полон богов".
Элейская школа - Ксенофан, Парменид, Зенон - ставила вопрос: какова та
первосубстанция, из которой рождаются вещи и в которую они потом погружаются,
завершив свой земной путь? Эту первосубстанцию они считали всеобъемлющей,
вечной, неподвижной, равной самой себе, и называли ее Единым или Богом. Единое -
Истина. Она постижима разумом, в то время как чувства способны рождать лишь
мнения, в которых мир представляется пестрым, многоцветным и неустойчивым.
Опираясь на чувства, каждый толкует мир на свой лад и богов представляет похожим
и на него самого. Элейцы предельно заостряют проблему сущности и явления,
единого и множественного, вечного и преходящего.
"Что касается точной истины, - говорит Ксенофан, - то ни один человек ее не
ведает и никогда не познает", - поскольку люди переменчивы, а умы их -
несовершенны.
Элейцы сформулировали главные парадоксы познания, над которыми логики и
математики всего мира бьются по сей день. Особенно известны апории Зенона. Одни
критянин утверждает, что все критяне - лжецы. Спрашивается, говорит он правду
или лжет? Если летящая стрела в каждый момент времени занимает часть
пространства в точности равную своим размерам, значит в каждый момент полета она
покоится. Как же она тогда движется?
В мировоззрении элейцев содержались элементы трех более поздних мировоззрений:
скептицизма, эпикуреизма и стоицизма.
Скептик Пиррон, знавшийся с индийскими аскетами, полагал, что невозможно из
мнения вывести истину, от явления умозаключать к сущности. Единственно достойным
философа отношением к миру он считал воздержание от суждений, а высшим
состоянием - невозмутимость или атараксию. Счастье, по его мнению, состоит в
отсутствии страданий.
Эпикур - философ серьезный и систематический, стремился разграничить физику,
логику и этику, усматривая в каждой из этих наук - свои законы. Искусно и
остроумно Он объяснил взаимосвязь устойчивости и изменчивости, внешней пестроты
и внутреннего единства мира. Поскольку каждый атом - сам по себе неделимый,
неизменный, - является равноправной частичкой мира, он должен обладать
способностью к спонтанному самодвижению. А это значит, что атомы могут
отклоняться от прямой линии, сталкиваться, образуя сложные, неожиданные
комбинации. Этим объясняется развитие, переходы от одного качества к другому.
В теории познания Эпикур сумел преодолеть противоречие между видимым и
истинно-сущим. Он полагал, что мельчайшие образы, истекающие с поверхности
вещей, сиюминутные впечатления, правильно информируют нас о сущем и
происходящем, но поскольку путь познания - от единичного к общему - долог и
сложен, в мышление вкрадываются ошибки. Чтобы их не было, нужно внимательно
наблюдать, привлекать на помощь прошлый опыт, четко определять понятия. Боги, по
мнению Эпикура, живут в "междумириях" (интермундиях), в полном блаженстве и
совершенно не вмешиваются в дела людей. Так что во всех неудачах человек должен
винить себя и только на себя надеяться.
В этике Эпикур призывает доверять органам чувств. Благо есть, несомненно,
наслаждение, тогда как зло сопряжено со страданием. Наслаждаться можно,
удовлетворяя свои желания, но не все желания приводят к благу. Эпикур делит все
желания на естественные и необходимые, естественные, но не необходимые,
неестественные и не необходимые. Например, жажда и голод относятся к первому
роду, желание общения - ко второму, стремление к славе и роскоши - к третьему.
Чтобы жить счастливо, нужно первые желания удовлетворять, вторые - сдерживать, а
от третьих лучше совсем избавиться. Эпикур был одним из самых популярных
философов. Его учение соответствует здравому смыслу, но в нем доминирует
индивидуалистический мотив, готовность удовлетвориться дружеским общением и
познанием повседневного, обходя стороной главные загадки мироздания.
Стоики - Зенон, Хризипп, Антипатр, а позднее Сенека, Эпиктет создали сложную
философию, близкую к христианству. Душа человека представляется им бессмертной и
автономной частью мировой души. Мир как целое связан симпатией космических тел и
душ. Люди - граждане мирового государства - Космополиса. У всех - один Бог, один
Логос, но разная судьба. Мудрый человек любит не себя, а свою Судьбу, старается
понять свое призвание в мире и выполнить свой долг до конца. Поскольку чувства
привносят смуту в разум, нужно стремиться к бесстрастию и жить в согласии с
природой. Моральная прямота, стойкость - главные добродетели. Следует
мужественно переносить страдания, никогда не теряя надежды и веры. Если разумная
жизнь становится невозможной, стоики допускают самоубийство.
Большинство греческих философов стремилось объяснять природу из нее самой,
сочетая логику и опыт; старались вывести гносеологию - из онтологии, этику - из
онтологии и гносеологии.
"Первоначало" бытия представлялось то в видимой, осязаемой форме, то мыслилось
как отвлеченное и потустороннее. Философы верили, что мир - один. Никто из них
не был в строгом смысле слова ни материалистом, ни идеалистом. Об идеях
рассуждали почти как о вещах, а вещи всегда были носителями каких-то смыслов.
Эмпедокл утверждал, что земля, воздух, вода и огонь - четыре первоначала, из
смешения которых возникают камни, деревья, тела, души людей и животных. И
динамика мира и его история объясняются взаимодействием двух полярных сил -
Любви и Ненависти. Их присутствие в душе чувствует каждый, но они действуют и на
мировом уровне, в природе, обществе, истории, то поддерживая согласие, то
провоцируя конфликт. Периоды Любви и Ненависти чередуются, война и мир сменяют
друг друга.
Анаксагор предложил более убедительную теорию, согласно которой во Вселенной
разбросано бесконечное число "смыслоносящих" атомов - "семян" явлений. Они
служат строительным материалом для Высшего Ума, который придает вещам - форму,
миру - порядок, а вселенной - цель и движение.
Самой популярной философией доплатоновской поры был атомизм Левкиппа и
Демокрита. В нем произошла демифологизация мира. Единственной первосубстанцией
были признаны атомы, качественно однородные и различающиеся лишь по величине,
форме и скорости движения. Атомы материальны и хаотически движутся в пустоте,
благодаря чему возникает многообразие видимых явлений. Человек ощущает холод,
тепло, горькое и сладкое. Но это - не объективные качества вещей, а субъективная
реакция души на соприкосновение с большим или меньшим скоплением атомов, реакция
на ту или иную их величину и скорость движения.
Атомизм обнаружил свою слабость, когда речь заходила о таких проблемах, как душа
человека, миропорядок, судьба, любовь, смерть, свобода, счастье, смысл жизни.
Эти проблемы, значимые во все времена и для всех людей, часто мучительные и
двусмысленные, как бы не существовали для материалистов. Зато они могли широко
использовать понятные всем механические и геометрические представления, чтобы
объяснить все и вся. Давая иллюзию всепонимания, материалистический атомизм
приобрел широкую известность.
Особенно остро чувствовал необходимость синтеза логико-натуралистического и
религиозно-мифологического подходов Пифагор. Но о его жизни и созданной им школе
известно мало. Пифагореизм был эзотерическим учением, членам пифагорейского
братства предписывалось хранить тайну. Пифагор пользовался репутацией
гениального человека, как в науке, так и в религии. Он видел главную свою задачу
не в поиске простейших элементов бытия, но в объяснении сложного всеобъемлющего
Порядка Вселенной. Он усматривал основу этого миропорядка в математических
формах, числах, фигурах, проступающих в музыке, правильных движениях планет,
чередовании времен года, праздничных мистериях. Космический миропорядок созвучен
душевному миропорядку развитого и подобающим образом воспитанного человека.
Несмотря на большие достижения, греческая философия не могла до Сократа и
Платона удовлетворительным образом разрешить насущные вопросы мировоззрения.
Открытие логических парадоксов Зеноном Элейским, учение Гераклита о мире как
непрерывно текущем потоке, не имеющем ни конца, ни начала, ни цели, только
усугубляли общую неопределенность. Следствием этого были скептицизм, кинизм,
софисты.
Киники - (отсюда "цинизм") - Диоген, Антисфен - призывали "жить как животные",
богатства бросить в море. Они отвергали общепринятую мораль, религию, право, не
хотели иметь семью, детей и своим личным примером опрощения (Диоген жил в бочке,
отправлял естественные надобности, не стесняясь присутствующих) дали повод
толковать кинизм даже не как философию, а как образ жизни.
Отрицание объективных критериев добра и зла дискредитировали разум и философию.
Ставились под вопрос общечеловеческие ценности. Философы-софисты нередко были
умудренными жизнью, образованными людьми. Они брались учить всех, кто хотел
овладеть риторикой, желал прославиться в политике или стать судебным оратором.
Задача мысли, по мнению софистов, в том, чтобы служить практическим нуждам
человека. Проблема состоит не в достижении какой-то всеобщей Истины, которой
вообще не существует, а в том, чтобы обосновать выгодное мнение и убедить в
своей правоте других. Знаменитый софист Протагор считал, что невозможно доказать
существование первосубстанции и даже самих богов. Именно он произнес крылатую
фразу: "Человек есть мера всех вещей". В ней есть большая доля истины, но стоит
довести ее до логического конца, сделать принципом индивидуального поведения и
мы получаем вседозволенность, релятивизм, должны отказаться и от логики и от
этики.
Софистика, однако, не была бесплодной. Она способствовала переходу от мифологии
к научной философии. Софисты считали истинное знание недостижимым. Но они
изучали человека и общество дотошно и методически - чтобы с помощью знания
добиться успеха в жизни. Философия, развиваясь, расшатывала традиционные
верования, но стала подсекать и собственное основание: последним достижением
мысли оказывалось то, что познать мир - невозможно.