Библиотека > История античной культуры > История и культура Древней Греции >
Подвиг Сократа
Жизнь Сократа - один из самых ярких эпизодов в истории европейской культуры.
Сократ разработал принципы рационального мышления, утвердил в умах веру в
объективную истину и способность каждого самостоятельно ее постичь.
Софисты учили за деньги чему угодно. Сократ считал, что учение в буквальном
смысле, как передача готовых знаний от одного человека к другому, невозможно и
не нужно. Истинные знания уже содержатся в скрытом виде в человеческой душе и
вывести их на свет сознания каждый должен сам. Задача философии в том, чтобы
помочь этому процессу мыслепорождения. Миссию философа Сократ сравнивал с
профессией своей матери - повивальной бабки и называл ее повивальным искусством.
Пышно разодетые софисты смотрели с презрением на бедно одетого Сократа. Босой,
странствовал он по улицам Афин, иногда по несколько часов стоял неподвижно на
месте, занятый своими мыслями. Каждый день Сократ отправлялся на базарную
площадь и там вступал в спор со всеми желающими. Его приплюснутый нос, широкие
ноздри, выпуклые глаза, толстые губы и безобразный живот могли служить мишенью
для насмешек. Но, начав говорить, он неизменно очаровывал слушателей магической
силой своей речи, вызывая слезы на глазах и возбуждение в умах. Самоуверенный и
довольно нахальный молодой Алкивиад говорит в диалоге Платона "Пир", что Сократ
вызывал в нем чувства стыда и раскаяния, заставляя осознать божественность того
образа, которому должен соответствовать человек, и которому он почти никогда не
соответствует, скрывая свою глупость и мелочность под маской мудрости и
превосходства.
Сократ родился в 469 году от Софрониска, скульптора и Фенареты, повивальной
бабки. Бедные родители все же сумели дать сыну неплохое образование. Сократ
учился у многих, но был оригинален и объяснял это тем, что свои идеи черпал не
от других, а от собственного ума. Сократ был женат на Ксантиппе - рыжей,
сварливой женщине, родившей ему трех детей. Он говорил, что искусному наезднику
нужна самая горячая лошадь, и, если он смог ужиться с Ксантиппой, то выдержит
столкновение и с другими людьми.
Прежде чем стать учителем, Сократ участвовал в трех войнах, где вел себя стойко
и мужественно. Он ходил зимой по снегу босиком, в легкой одежде, подолгу мог
терпеть голод и как никто другой наслаждался кушаньем, когда еды было много.
Сократ никогда не пил один и по собственной воле. Но если его принуждали, он мог
выпить больше всех. При этом никто не видел Сократа пьяным. Выше всего Сократ
ставил справедливость. Будучи избран пританом - одним из тех, кто созывали и
вели народное собрание - Сократ проявил не меньшее мужество, чем на войне. Он не
страшился ни богатых олигархов, ни народного гнева, одинаково презирая тиранию
личности и тиранию буйной толпы. В риторической культуре Греции, где велись
постоянные споры, Сократ был страшным противником для хвастунов, тех, кто
говорил без запинки и считал себя мудрецом. К таким он подходил скромно,
признавался в собственном невежестве и просил его научить. Восхищенный покорным
слушателем знаток начинал беседу. Но вот ему предлагался вопрос и он соглашался
сначала с одним очевидным положением, затем с другим и запутывался так, что уже
не мог выбраться. Давя оппонента логикой, пронзая его остроумием и подталкивая
умелыми софизмами от одного вывода к другому, Сократ заставлял "знатока"
публично признать нелепость исходных убеждений. Смех слушателей свидетельствовал
о полном поражении знатока. Смущенный, он удалялся, негодуя на себя, но больше
на коварного противника. Эти, почти ежедневно проходившие в Афинах
препирательства, принесли Сократу известность.
Что заставляло Сократа вести себя подобным образом? Ведь денег за учение и
победу в споре он не брал и к славе не стремился. По его словам, все началось с
того, что оракул Аполлона в Дельфах признал его мудрейшим из людей. Сократ был
смущен. Ведь он искренне думал, что ничего не знает, но не осмелился посчитать
ложью слова бога. Тогда-то и пошел он к людям, которые слыли мудрыми и стал их
испытывать. Сократ обошел политиков, поэтов, искусных ремесленников, трагиков. И
вот оказалось, что мудрость их - мнимая. Поэты не смогли объяснить, что они
хотели выразить в своих произведениях. Они признавались, что творят не благодаря
своей мудрости, но находясь в каком-то исступлении, подобно прорицателям. Тогда
Сократ решил, что оракул, пожалуй, прав: ведь он, Сократ, не зная ничего,
все-таки не мнит себя знатоком, а те, другие, зная не больше, чем он,
заблуждаются насчет своей мудрости.
Поскольку слушать Сократа было приятно, любопытно и назидательно, многие молодые
люди стали сопровождать его и он сделался добровольным и постоянным общественным
наставников всех, кто хотел что-либо понять в государственных, политических
делах, этике и человеческой судьбе. Можно сказать, что Сократ был первым живым
органом массовой коммуникации, влияя своими беседами на огромную массу людей. Но
насколько более честным, духовно-свободным и возвышенным по своим нравственным
целям был этот первый просветительный и общественный рупор истины, чем
современные теле- и радио- комментаторы! Сократ был странствующим рыцарем
философии, всегда готовым сразиться за освобождение истины из под власти
авторитета и предрассудка.
Свой путь философа Сократ начал с физики, изучения природы. Но быстро пришел к
выводу, что совершенство живых существ, сложность и согласованность природных
явлений таковы, что понять их не под силу простому смертному. К тому же
восприятие может легко обмануть относительно сущности явлений. Тогда он
обратился к внутреннему миру человека и, углубившись в самого себя, нашел, что
именно здесь существуют неоспоримые истины и нравственные принципы.
Ум, интуиция, бескорыстие и готовность Сократа служить ближним, Родине, были
очевидны. Чем же в таком случае объяснить вынесенный ему демократическим путем и
приведенный в исполнение смертный приговор? Сократ пренебрегал суетными делами,
не заботился о том, что ему есть и пить, имея лишь одно желание: овладеть
Истиной, прояснить ум до такой степени, чтобы иметь право называться человеком и
поступать по-человечески. В поисках Истины, служении людям и отношении к смерти
Сократ чем-то похож на Христа. Великий человек часто оказывается непонятым. А
если он к тому же реформатор, желающий изменить нравы и обычаи, если он обличает
зло, обман, незаслуженные привилегии, то он вызывает ненависть у современников и
должен за это поплатиться. Афиняне считали справедливыми законы и обычаи своего
города, а чужие законы - ложными. Софисты утверждали, что нет вообще никакой
общечеловеческой справедливости, а есть лишь право сильного и хитрого. Сократ же
учил, что право, истина, справедливость - одни и те же для всех - и идут от
внутреннего голоса, который звучит в душе каждого в ответственные минуты.
Сократа обвинили в безбожии, неблагочестии, хотя он был глубоко верующим
человеком. Конечно, он не был согласен со многими распространенными верованиями.
Ему было смешно слышать, что кто-то, молясь Богу, просит, чтобы Он послал ему
денег, власти, военной удачи или ниспослал благо и просветление ума. Сократ
считал полезным обратиться к прорицателям тому, кто хочет с успехом управлять в
семье или государстве. Но в повседневных делах - архитектуре, ремесле,
земледелии, военном деле - человек должен собственными усилиями добиться успеха.
Для этого и дан ему разум. Лишь там, где речь идет о самом важном, о будущем,
человек не может знать ничего наверняка. Одно ясно: справедливость - доступна
человеку и ради нее можно пожертвовать жизнью.
В своей последнем слове на суде Сократ предостерегал афинян, что они напрасно
рассчитывают, умертвив его, избавиться от обличителей. Если власть умерщвляет
своих критиков, то их появится еще больше.
Таким образом, Сократ - это глубокий символ того, что происходит при
столкновении мыслящего, ответственного человека с деспотической властью тирана
или невежественной толпы. Сократ напоминает нам о том, что власть должна быть
мудрой и ответственной.
Однако философию Сократа неправильно было бы сводить к этике. Ведь именно
сократический метод явился истоком науки, в том числе, естествознания. Сократ
вывел философию из болота сомнений, софистики, скептицизма, показал возможность
систематическим путем устанавливать истину.
По мнению Аристотеля, Сократ первым стал прибегать к "определениям" и
пользоваться "индукцией". Сегодня трудно даже представить себе мышление, которое
обходилось бы без определений и индукции. Но за 400 лет до нашей эры речи или
"дискурсы" философов, не говоря уже о речах простых людей, были ориентированы не
логикой, а эмоциями и бытовыми интересами. Стремление к поэтическому или
театральному эффекту, желание завладеть вниманием слушателей было главным
мотивом софистического философствования. Тенденция к освобождению мыслительного
процесса от давления социальных норм, обыденного опыта, экзистенциальных, личных
переживаний, тогда еще была в зародыше. Учителя риторики - софисты оказались
подлинными новаторами, когда стали анализировать элементы убеждающей речи и
правила, которым необходимо следовать, чтобы что-то доказать. Переход от
софистики к сократическому методу явился главным шагом на пути от обыденного
дискурса к науке.
Структура логического мышления позже подробно разрабатывалась Платоном,
Аристотелем и их многочисленными учениками, но первые наметки логики мы находим
у Сократа. Людям не нравится, когда их заставляют мыслить строго. Сократ первым
пытался это сделать.
Важная заслуга Сократа - разграничение рода и вида. Когда он задавал банальные
вопросы о том, что такое справедливость, благочестие, демократия, право, то
хотел получить в ответ именно общее, родовое понятие, а ему давали частные,
видовые определения, которые не соответствовали многим конкретным случаям,
приводили к нелепостям. Сократ осознал необходимость иметь общее понятие о
предмете и тем самым продвигал умы к осознанию Единого во Многом, то есть к
научной теории. Обилие логических подразделений у Платона как раз и служит
ознакомлением читателя с сократическим методом выработки научных понятий.
Иногда говорят, что Сократ предвосхитил открытый Беконом индукционный подход. В
этом есть доля истины. Но логика Сократа опиралась на внутреннюю
самоочевидность, интуицию. Логика Бекона, напротив, была направлена на опытное
исследование внешнего мира и представляла систему мироздания без всякой
этической окраски. Сократ подвергал проверке принципы, касающиеся человека и
общества, Бекон - взгляды на физические явления.
Как бы ни был велик Сократ, нельзя идеализировать его метод и философию. Главная
из его ошибок состоит в смешении определений слов с пониманием сущности
предмета. Определение указывает на то значение, которое придается слову в данном
языке, данными людьми. А понимание предмета включает в себя указание на
конкретный факт, определенную вещь. Понятия людей в разных культурах сильно
разнятся. Предметы же не меняют своей сущности от того, что их по разному
называют и понимают. Вторая ошибка Сократа - отождествление знания и
добродетели. Зло, несправедливость, моральную опустошенность Сократ объяснял
недостатком знания, невежеством. Человек боится смерти, полагая, что смерть -
зло. Но если он мудр и понимает, что смерть есть благо или, по крайней мере,
нечто безразличное, он не станет ее бояться. Невоздержанность в чем-либо
происходит, согласно Сократу, от того, что мы не можем определить "соотношение
ценностей" - сиюминутного удовольствия и будущего страдания. Однако опыт
культуры XIX-XX в.в., как, впрочем, и более ранний, свидетельствует о том, что
добродетель не сводится к знанию. Человек знающий и вполне вменяемый может
творить зло.
Третий изъян сократической философии связан с девизом: "Познай самого себя".
Самопознание - достойная цель. Но далеко не все проблемы науки и философии
решаются самопознанием.
Сократический метод успешно применялся в разных философских школах, которые
приходили к прямо противоположным мировоззренческим выводам. Отсюда следует, что
для успеха в поисках Истины нужно иметь кое-что помимо хорошего метода, а
именно, цель, ценность, веру. Сократ же сильно увлекся методом и склонен был
смешивать цель и средство.