Библиотека > История античной культуры > История и культура Древней Греции >
Эллинистические центры культуры
Эпоха, называемая эллинистической (IV—I вв. до н. э.), началась со смертью Александра Македонского и закончилась римскими завоеваниями тех стран, которые возникли в результате распада державы Александра. Многие специалисты-антиковеды подчеркивают что, по своей сути, эллинизм — это конкретно-историческое явление, проявившее себя в результате походов Александра Македонского. Эллинизм характеризуется сочетанием античных и древневосточных черт в социальной, политической и культурной сферах жизни общества.
Эпоха эллинизма—этовремя экономического подъема Греции и принадлежащих ей территорий в рамках рабовладельческой формации. Активно развивается градостроительство. Количество жителей Александрии Египетской, Карфагена, Сиракуз достигает в каждом городе полумиллиона. Но особенно процветает наука. Мощным научно-исследовательским центром эллинистического мира становится Александрия Египетская. Здесь в начале III в. до н. э. был основан культурный центр, получивший название Мусейон (Дом муз). В нем находились богатейшая библиотека, астрономическая обсерватория, ботанический сад, зоопарк, медицинские лаборатории. Здесь жили и работали: математик Евклид, ботаник Феофраст, астроном Аристарх Самосский. В сицилийском городе Сиракузы во второй половине III в. до н. э. трудился над своими открытиями прославленный математик древности — Архимед.
В эллинистической архитектуре появляется новый тип общественных зданий—научно-исследовательские центры, включающие в себя огромные библиотеки (среди них наиболее известные находились в Пергаме, Александрии и др городах) и инженерные сооружения (например, знаменитый Александрийский морской маяк на о. Фарос). Замечательным художественным явлением эллинизма стало продолжение гончарного искусства и связанного с ним ocoбого типа живописи — вазописи. Доминирующий в керамическом искусе гве того времени краснофигурный стиль достаточно свободно передавал объем и движение изображаемых человеческих фигур В эллинистический период появляются и новые философские учения — эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм. В них усиливает ся субъективизм, а преобладающими настроениями становятся глубокое разочарование и пессимизм. Собственно, древнегреческая культура начинает клониться к своему закату, чтобы затем вновь проявиться не только в культуре Древнего Рима, но и стать основой европейской цивилизации в целом.