На главную страницу Библиотеки по культурологии
карта библиотеки        ФОРУМ "Studia humanitas"

 



Библиотека > Антропология > Культурная антропология > Орлова Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни > >3. Семья и первичные группы: Механизмы сохранения и трансляции культуры

Как было показано выше, на уровне социального расслоения, национальных и этнических единиц в культуре можно выделить непрерывные процессы, устойчивые тенденции и структуры отношений, действий, оценок- словом, все то, что обозначается термином "традиция". Известно также, что культурными объектами, воплощающими традицию, принято считать нравы, обычаи, ритуалы, обряды, нормы, правила деятельности, поведения, взаимодействия. Обычно в теориях и истории культуры действие традиционных образований рассматривается в макро-временных масштабах и на макроуровне культуры - историко-культурные регионы, общества, субкультуры. Соответственно оказывается возможной лишь констатация наличия таких образований и их функционального назначения как поддерживающих социальные связи и отношения, препятствующих распаду культурно установленных форм социальности (взаимопомощь, взаимопонимание, упорядоченность межличностных отношений, ролей, идентичностей и т.п.). Однако нераскрытым остается вопрос, каковы социальные, психологические, культурные механизмы действия традиции, поскольку они принципиально ненаблюдаемы на макрокультурном уровне. Их действие можно понять, только если обратиться к рассмотрению непосредственных межличностных связей и отношений, к изучению так называемых первичных групп и социальных сетей: семья, ее ближайшее окружение в формах соседских, дружеских, неформальных профессиональных отношений, связей ее членов с другими на основе общих интересов - профессиональных, любительских, рекреационных и т.п.

Соответственно особую важность в этом случае приобретают ответы на вопросы, каким образом на этом уровне происходит кумуляция культурного опыта и обмен им; какие элементы культуры удерживаются, а какие меняются; какие культурные функции выполняют первичные группы на различных стадиях жизненного цикла людей.

Социокультурные характеристики первичных групп: структура, культурное содержание связей

Структура первичных групп определяется рядом признаков: люди здесь связаны непосредственными межличностными отношениями, а не специализированными нормативами, свойственными системе общественного разделения труда:

- люди на этом уровне воспринимают друг друга прежде всего как личностей, а не как носителей определенных социальных позиций и статусов (определенного положения в обществе, определенной должности, профессиональной роли). Соответственно культурная определенность (личностная идентичность) имеет более важное значение для самоопределения личности в первичной группе, чем функции, выполняемые в системе общественного разделения труда (социальные роли);
- отношения между членами первичной группы характеризуются интенсивной эмоциональной окрашенностью, высокой степенью доверительности, стремлением к взаимопониманию (в том числе через взаимное вчувствование, эмпатию), к прямому, непосредственному обмину культурным опытом. Этим они отличаются от функционально-ролевых групп, где доминируют эмоциональная нейтральность, регулируемость стандартными предписаниями, правилами обмена действиями; где взаимопонимание и доверительность строго ограничены пределами выполняемых функций;
- критерии оценки людьми друг друга на этом уровне носят обобщающий интегративный характер: оценивается личность, ее человеческие свойства и качества, а не эффективность ее социально-профессионального функционирования, отношения оцениваются по степени их глубинности, эмоционального удовлетворения, которое они приносят членам группы, а не в зависимости от их социальной результативности; группа в целом оценивается с точки зрения обеспечения социальной безопасности, определенного культурного уровня, психологического комфорта, а не с точки зрения социального статуса;
- системы первичных связей - это существенные объекты групповой культурной идентификации.

Таким образом, первичные группы и социальные сети, характеризующиеся прямыми контактами между людьми, интенсивной эмоциональной окрашенностью, многомерностью личностных проявлений и социальной безопасностью, выполняют в обществе и культуре весьма важные функции, связанные с личностным и групповым самоопределением. Во-первых, групповые ценности, образцы поведения, взаимодействий, отношений составляют основу отнесения людьми себя к определенному личностно-культурному типу, к определенной группе. Таким образом они формируют свое культурное пространство, внутренние параметры которого задаются спецификой структуры и содержания групповых связей. Во-вторых, осознание себя как элемента такого культурного пространства позволяет людям на базе своей культурной идентичности проводить социально значимые различия между собой и представителями других групп.

Такого рода различия закрепляются во внешне проявляемых признаках: манера одеваться, говорить, особенности поведения, времяпрепровождения, использование определенных вещей как символов групповой принадлежности- словом, все, что можно обозначить понятием "стиль жизни". Стиль жизни как явление культуры, как обобщенный показатель групповой идентичности позволяет людям различать друг друга не просто как индивидов, но как субъектов определенных социокультурных слоев и групп. Первичные группы представляют собой базовый социальный уровень, на котором зарождаются, формируются, поддерживаются и изменяются такие культурно-распознавательные признаки.

Структуры первичных групп различаются по степени упорядоченности и иерархичности. Наиболее четко организованной является семья. Семейные роли во многом определяются демографическими различиями, закрепленными в культурных формах. Роль мужчины как главы семьи, носителя тех нормативных начал в семье, которые связывают ее с более широким социокультурным контекстом, обеспечивает постоянное соотнесение процессов, происходящих в семье, с критериями социального статуса, престижа, существующими в обществе. Роль женщины как хозяйки дома, человека, организующего межличностные отношения в семье, обеспечивает внутреннюю стабильность семейной структуры, сказана с функцией медиатора между отцом и детьми, членами своей семьи и родителями и родственниками своими и мужа. Роль ребенка в семье определяется тем, что, с одной стороны, родители несут ответственность за его подготовку к нормальной социокультурной жизни взрослого человека и потому по мере возможностей помогают ему в освоении культуры через механизмы, свойственные первичной группе. С другой стороны, осваивая элементы культуры, ребенок как человек с иными, чем у родителей, стартовыми условиями, вносит в них свои индивидуальные или характерные для поколения вариации. Тем самым он подвергает "испытанию на прочность" традиционные семейные стереотипы и ценности, а также открывает родителям особенности мироощущений, представлений, мотиваций, свойственных представителям его поколения. Разумеется, объем функций семейных ролей варьируется в зависимости от социального положения семьи: он возрастает с движением вверх по статусной шкале. Семейные отношения по содержанию тем сложнее, чем выше культурный уровень ее членов. Тем не менее базовые функции семейных ролей в качестве идеальных типов можно рассматривать так, как они представлены выше.

В других типах первичных групп идеально-типические структурные характеристики обычно выражены не столь четко, как в семье. Так, в дружеских кружках, группах по интересам может отсутствовать иерархия в отношениях между ее членами. Здесь может не быть группового лидера, либо лидерство может ситуативно переходить от одного участника к другому. Если речь идет о неформальных отношениях в формальной группе, то здесь нередко наблюдаются расхождения между позициями человека в каждой из областей. Так, лидер по формальному положению может в неформальной сфере отношений проявлять полную конформность к нормам и ценностям первичной группы и не стремиться нести ответственность за решение возникающих здесь проблем. С другой стороны, неформальный лидер, тот, кого называют "душой общества", может быть полностью непригодным к самостоятельному решению проблем, соответствующих уровню формальных социальных обязанностей. В то же время бывают случаи, когда человек оказывается способным быть лидером одновременно обеих сфер социальных отношений

Какие формы принимает структура первичных групп, зависит скорее от общекультурного традиционного фона, от ценностных предпочтений людей, нежели от совокупности групповых функций. Дружеские отношения могут держаться как на авторитарных началах, так и на базе полного равноправия. В любительских объединениях может доминировать нормативная система, близкая к профессиональной сфере, а может существовать атмосфера игры. В неформальных контактах между членами формальных групп могут сохраняться формальные стереотипы поведения, а может преобладать личностная раскованность.

Все сказанное выше позволяет рассматривать первичные группы как те социокультурные сферы, среды, в которых происходит накопление и использование культурного опыта формирования личности, ее социокультурной идентификации, формирования устойчивых отношений между людьми как личностями, а не просто носителями социально полезных производственных функций; формирования знаков и символов групповой принадлежности, выделенное™ группы из более широкого социокультурного контекста. Кумуляция такого опыта происходит благодаря тому, что в первичных группах он осваивается извне или порождается в непосредственных действиях, актах поведения, обменах культурной информацией и эмоциями, на глазах друг у друга, при максимальном внимании к тому, что происходит. Каждый элемент активности или ее результатов проходит через селективные механизмы соотнесения с групповыми нормативами, с ценностями полезности для группы, личностного удобства, удовлетворения любопытства, эстетических запросов, потребности в устойчивости или изменениях и т.п. Таким образом подобные элементы приобретают значимость фактов и объектов микрокультуры данной группы. Складываясь в определенные конфигурации, соответствующие типичным групповым ситуациям, факты такого рода, объекты, проявления активности объединяются в социокультурные образцы действий, поведения, взаимодействий, характерные для данной группы, показательные для свойственного ей стиля жизни.

Названные характеристики не привносятся в группу специально, не налагаются извне в обязательном порядке. Но они и не составляют ее принципов, на которых она строится изначально. Групповые социокультурные образцы как бы выращиваются самими членами группы по мере ее становления от стадии первичных побуждений людей к стадии устойчивой структуры межличностных отношений и связей. Члены группы отбирают и фиксируют как ценности те элементы культуры, которые сохраняют групповую целостность, но в то же время не мешают личностной самореализации. Такой отбор происходит как на рациональном, так и на неосознаваемом уровнях. В первом случае определенные микрокультурные факты являются предметами обсуждения и вербальных оценок. Во втором случае позитивное или негативное отношение к таким фактам формируется на уровне ощущений и выражается в жестах, мимике, интонациях и т.п.

Механизмы освоения и трансляции культуры в первичных группах

Трансляция и освоение элементов культуры, в том числе специфичных для первичной группы, осуществляется в ее рамках за счет действия определенных социально-психологических механизмов, включающихся для этих целей на уровне непосредственных межличностных контактов.

Механизмы трансляции элементов культуры в первичных группах

Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что представляется им личностно значимым культурным опытом, событием, представляющим интерес для других; сведениями, полезными для освоения и т.п. Такого рода информация обычно имеет нарративную форму, т.е. линейно упорядоченную, логично выстроенную последовательность переживаний, действий, событии. Основной акцент при обмене информацией в этом случае падает на способ упорядочения индивидуального культурного опыта, на логику его организации. По сути дела речь идет о трансформации индивидом собственного жизненного потока в определенные отрезки структурированных, взаимосвязанных культурных событий и фактов. В такой, уже упорядоченной, форме информация передается другим, и индивид-коммуникатор получает от аудитории подтверждение или опровержение групповой значимости способа организации своего переживания. Благодаря таким коммуникативным свойствам нарративные формы обмена культурным опытом выполняют в группе функцию механизма отбора и закрепления рациональных начал организации культурных элементов в целостности, соответствующие определенным разделяемым людьми психическим состояниям и настроениям, типичным для группы ситуациям взаимодействия и общения.

Обмен культурным опытом в процессе совместной деятельности.

Совместная деятельность в первичных группах может быть представлена в ее типичных формах. Во-первых, помощь, когда один из членов группы оказывается не в состоянии справиться с решаемой задачей и ему нужен другой, который добавил бы в ситуацию дополнительные ресурсы: знания, навыки, усилия, технологические средства и т.п. Действие этого механизма обеспечивает в группе формирование способов совместного преодоления затруднений. В то же время оно способствует индивидуальному освоению дополнительного культурного опыта.

Во-вторых, разделение функций в процессе совместного решения житейских проблем или достижения целей. В этом случае методом проб и ошибок члены группы распределяют между собой наборы действий, каждый из которых закрепляется за кем-то одним. Такое закрепление может быть фиксированным либо в вербальной форме, либо в форме стереотипной индивидуальной реакции на типичную групповую ситуацию. Благодаря этому формируется функционально-ролевая дифференциация членов групп, соответствующая типичным для группы стандартным ситуациям, с одной стороны, и возникающим проблемным - с другой. В отличие от системы общественного разделения труда, где каждый индивид в идеале выполняет конечный набор четко определенных функций, ролевая дифференциация в первичных группах не отличается однозначной строгостью. В разных ситуациях одни и те же члены группы могут выполнять неодинаковые функции. Так, человек, лидирующий в ситуации, связанной с необходимостью быстрых решений и действий, может быть всего лишь исполнителем в случаях, когда доминирующей является стереотипная, монотонная деятельность. С другой стороны, в одинаковых ситуациях разные члены группы могут быть взаимозаменяемыми. Так, члены группы, имеющие организаторские склонности и способности и проявляющие их каждый в своей области, могут взять на себя лидерскую функцию в стандартной для группы проблемной ситуации, например, при внутригрупповом конфликте. При этом каждый из них будет применять свою тактику, став лидером в подобной ситуации. Действие описанного механизма обеспечивает прежде всего функциональную структуру первичной группы, внутреннюю упорядоченность реализуемой в ее рамках социокультурной активности. Но этот механизм обусловливает и дополнительный социализирующий эффект: испытав на себе его действие, члены первичной группы приобретают понимание того, как процессы функциональной дифференциации происходят в более широком социокультурном контексте

В-третьих, различного рода игры, праздники, обряды, ритуалы. Действие этих социокультурных механизмов связано прежде всего с остранением повседневной реальности. Дело в том, что хорошо отлаженная обыденная жизнь обычно достаточно монотонна. Механизмы ее поддержания и регуляции работают так, чтобы предупредить возникновение серьезных жизненных проблем. Однако, как известно из психологии, периодическое повторение однородных действий или событий вызывает у людей - у одних раньше, у других позже - негативную реакцию, называемую сатиацией (насыщением) или стрессом монотонии. В этом случаев действие вступает врожденный психический механизм, предупреждающий полное привыкание человека к окружению и заученным действиям, сигнализирующий о необходимости внесения в ситуацию каких-то изменений. Эта психоантропологическая особенность закрепилась в обыденной культуре в особых формах остранения реальности.

Праздники, например, обеспечивают людям возможность за счет украшения привычной территории (жилые помещения, улицы, площади, общественные помещения) и изменения собственной внешности > (праздничная одежда, обновление прически, особый макияж у женщин и т.п.) как бы по-новому взглянуть на свое предметно-пространственное и социальное окружение, заметить индивидуальные особенности ставших привычными людей и мест.

Игры обеспечивают людям другую форму остранения повседневной реальности. Игры по их функциям, связанным с процессами остранения, неоднородны. В самом общем виде они делятся на ролевые, лингвистические и состязательные (азартные). Обычно основное внимание уделяется играм детей и подростков, и потому акцент ставится на аспектах первичной социализации. Действительно, на первых этапах жизненного цикла игры занимают одно из ведущих мест в процессе индивидуальной социализации в среде первичных групп. Ролевые игры позволяют детям через механизмы подражания, взаимодействия, вчувствования осваивать стереотипы поведения, мотивации, психические состояния, которые понадобятся им во "взрослой жизни". Более того, в силу безопасности, выделенное™ из рутинной функциональности, утилитарности повседневной жизни ролевые игровые ситуации обеспечивают ребенку возможность использовать различные стереотипы поведения в одних и тех же условиях. Таким образом он осваивает пределы своих возможностей. Состязательные игры становятся полем для освоения конфликтных ситуаций В этом случае дети научаются тактикам конфронтации, риска, компромисса, торга, переживают состояния победы и поражения. Лингвистические игры (загадки, скороговорки, всякого рода манипулирование словами) дают детям возможность овладеть структурой родного языка, увидеть связь между обозначаемым и обозначающим и операционализировать ее (загадки); приобрести навыки отчетливой речи (скороговорки); воочию убедиться в действии грамматических форм и пределов их лабильности (игры, связанные с коллективным составлением стихотворных и прозаических текстов и т.п.). Подвижные игры, в том числе танцы, становятся важным инструментом, позволяющим детям научиться управлять своим телом, координировать собственные движения и формы собственной двигательной активности с подобными формами у партнеров по играм.

Важно подчеркнуть, что игры всех типов, выполняя социализующие функции, позволяют таким детям овладеть навыками остранения реальности. Они начинают понимать, что из повседневного жизненного потока можно выделить специальные ситуации, в которых обыденные события и предметы приобретают необычные функции, смыслы, значения; что такое выделение зависит не только от собственного желания, но и от согласия других членов первичной группы; что игровые ситуации позволяют искусственным образом вызвать определенные наборы переживаний, нечасто встречающиеся в повседневной рутинной жизни.

Все сказанное об играх в детском возрасте и связанное с остранением реальности и яркостью переживаний в равной степени относится и к зрелому возрасту, но с одним существенным отличием. Если у детей речь в первую очередь идет об овладении культурными навыками и своими возможностями в их использовании, то у взрослых в игре проявляются иные личностные свойства и качества. Они относятся главным образом к комбинаторике освоенных элементов культуры, к более произвольному их сопоставлению и сочетанию, чем это допускается в рутинных ситуациях обыденной жизни. Кроме того, периодический "сброс" устоявшегося образа повседневных действий и элементов окружения и наложение на них иных способов упорядочения (правил игры) позволяет людям хотя бы ненадолго выйти за рамки привычного и как бы заново увидеть его составляющие.

Наконец, обряды и ритуалы являются тем механизмом остранения реальности, который придает устойчивость и повторяемость определенным комплексам действий, психических состояний, переживаний и т.п., которые на уровне рутинного повседневного существования могут быть не связанными друг с другом. Эти социокультурные механизмы транслируют представления об устойчивости, организованности, целостности оснований совместной жизни в первичной группе. С ними в максимальной степени ассоциируется ощущение "исторического" измерения групповой жизни, чувство преемственности от одного поколений к другому, выражающееся в использовании традиционных символов групповой идентичности предметов, жестов, слов, ценностных предпочтений, приобретенных от представителей старших поколений и имеющих для группы своеобразный сакральный смысл.

Механизмы освоения культуры в первичных группах

Выше были представлены механизмы трансляции культуры, которые являются специфичными в первую очередь для первичных групп. Благодаря действию таких механизмов группы приобретают устойчивость во времени, внутреннюю организованность, культурную идентичность. Теперь следует более подробно остановиться на социально-психологических механизмах освоения культуры, наиболее эффективных для уровня первичных групп.

Подражание. Механизм подражания связан со стремлением индивида воспроизвести в действии, скопировать внешние проявления активности других людей: элементов деятельности, поведения, суждений и т.п. Включение этого механизма мотивируется предпочтением, выбором соответствующих действий по определенным основаниям: польза, этические, эстетические соображения, экономия усилий и т.п. Через подражание происходит освоение способов действий и упорядочения собственной активности, приведение ее в соответствие с принятыми в группе эталонами и образцами.

Эмпатия. Действие этого механизма основывается на способности людей вчувствоваться в психические состояния, переживания друг друга. Благодаря нему осваиваются эмоциональные реакции на типичные для группы жизненные ситуации, фиксируется характерная для ее членов структура чувств. Соответственно в группе складывается своеобразное созвучие эмоциональных реакций, критериев предпочтений и оценок по отношению к окружению, к внешним для нее элементам культуры.

Комбинирование. Действие этого механизма заключается в перебирании членами группы используемых здесь элементов культуры: предметов, идей, образов, способов действий, критериев оценок - и составлении из них различных композиций в соответствии с собственными желаниями, интересами, любопытством и т.п. Такой механизм обусловливает ряд последствий для динамики микрогрупповой культуры.

Во-первых, комбинирование обеспечивает членим группы необходимую степень изменчивости и многообразия действий, поведения, событий при сохранении структурной самотождественности, культурной идентичности группы.
Во-вторых, оно тесно связано с поддержанием жизнеспособных групповых норм. Путем комбинирования и оценки его результатов и последствий члены группы воочию наблюдают границы допустимых, т.е. взаимоприемлемых вариаций действий и поведения, а также через применение позитивных и негативных межличных санкций воспроизводят такого рода границы в качестве групповых нормативов.
В-третьих, действие этого механизма обеспечивает "эволюционную", постепенную модификацию содержания групповых норм. Ведь варьирование элементов групповой микрокультуры связано с постоянным воздействием на нормативные структуры. Те из них, что значимы в данный период времени для поддержания группы, ограничивают такое варьирование, приводят его к относительно стереотипным формам, скажем, "правилам игры". Те же, что утратили функциональное значение для сохранения групповой идентичности, сами становятся объектом манипулирования, превращаются в объекты, подлежащие произвольному комбинированию. В этом случае нормированные поля групповой культуры становятся областями, где допускается индивидуальная импровизация действий, суждений, взаимодействий.

Импровизация. Поддержание группы как социокультурной целостности предполагает наличие не только границ, нормативов, правил, стереотипов и т.п. - основных структурных элементов, обеспечивавших ее устойчивость по отношению к окружению. Столь же необходимыми для ее существования являются поля свободной самореализации личности, причем не на приватном уровне, а в присутствии и при поощрении других членов группы. Импровизация предполагает демонстративное выражение индивидуального видения при определении и оценке явлений групповой жизни, используемых в группе культурных объектов; личностного своеобразия действий, поведения; необычного взгляда на вполне привычные и обыденные групповые ситуации. Действие этого механизма проявляется также как привнесение членами группы в свою микрокультуру образов, идей, технологий, критериев оценки из более широкого социокультурного шнтекста. Такого рода объекты соотносятся с существующими групповыми образцами, предпринимаются попытки "встроить" их в имеющийся культурный фонд группы и в используемые здесь оценочные шкалы. Соответственно часть объектов оказывается приемлемой для членов группы, а часть отвергается. Механизм импровизации обусловливают освоение новых возможностей собственной микрокультуры, ранее неизвестных образцов из более широкого культурного контекста. Для группы как целого его действие обеспечивает формирование специфичных для нее способов изменений, а также выделение областей групповой культуры, где изменчивость является допустимой и желательной.

Описанные механизмы освоения культуры, разумеется, носят общий антропологический характер. Однако на уровне первичных групп специфика их действия связана с формированием и изменением феноменов именно микрокультурной, а не индивидуальной жизни. На этом уровне они выполняют функцию селекции, механизма отбора, с помощью которого индивидуальные переживания приобретают интерсубъективный, межличностный смысл: в стереотипы групповой жизни вносятся изменения, осуществляется заимствование образцов из более широкого социокультурного контекста.

Таким образом, в самом общем виде приведенные здесь механизмы трансляции культуры можно рассматривать прежде всего как обеспечивающие устойчивость групповой жизни, культурную идентичность первичной группы, воспроизведение ее своеобразных характеристик. То же, что названо механизмами освоения культуры, открывает "пространства" и "каналы" для проявления вариаций поведения членов группы в пределах групповых норм и правил, а также внесения изменений в стереотипы принятых здесь действий и взаимодействий. Благодаря этим фундаментальным свойствам первичная группа представляет собой базовую, непосредственную, интимную среду существования для всех ее членов. Это именно среда, т.е. освоенное и подконтрольное членам данной группы социокультурное "пространство", их "культурная территория" с установленными, поддерживаемыми границами со слабой и контролируемой проницаемостью извне. Внутренняя структура, упорядоченность, нормативные образования, свойственные группе, обеспечивают ее членам постоянную поддержку в общении, в решении индивидуальных и межличностных проблем и задач. Ненормированные области групповой жизни обеспечивают людям возможности для индивидуальных, идиосинкратичных проявлений, для личностного саморазвития внутри группы. Иными словами, первичные группы представляют собой исходные "места" порождения культуры, ее поддержания и изменения на уровне повседневной, обыденной жизни. Такие группы фиксируют распределение социокультурных "территорий" между объединениями членов общества на уровне сетей непосредственных межличностных взаимодействий и взаимосвязей. Они представляют собой социокультурные среды, обеспечивающие относительную безопасность людям, объединяющимся, чтобы совместными усилиями контролировать более широкое и менее освоенное окружение.

Первичные социокультурные сети

Все сказанное выше относится к первичной группе как аналитической, идеально-типической единице социальности, культурной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилось говорить о включенности первичной группы в более широкий социокультурный контекст в связи с обсуждением поддержания ее идентичности и изменений в групповой жизни. Важность этого вопроса предполагает необходимость более подробного его рассмотрения.

В качестве прототипа первичной группы можно рассматривать нуклеар-ную семью, состоящую из мужа, жены и ребенка. Значимость семьи для поддержания социокультурной жизни заключается в том, что она является первоначальной единицей, по структуре и функциям необходимой и достаточной для воспроизведения культурных форм социальности. Вступая в брак, мужчина и женщина объединяют ранее полученные в своих семьях образцы и навыки семейной жизни и на их основе строят собственный дом. Таким образом удерживаются и воспроизводятся некоторые традиционные характеристики культуры семейных отношений, с одной стороны, и их модификация за счет проявления индивидуальных особенностей каждого из супругов - с другой. Ребенок в семье впервые осваивает элементы культуры через общение с родителями, через семейную атмосферу Именно здесь во взаимоотношениях с отцом и матерью он приобретает навыки социальности и знание базовых социальных отношений Отношения взрослых и их собственного ребенка как отношения сильных и слабого дают ребенку представление о социальной иерархии, о преимуществах и издержках различных позиций в иерархических отношениях. Жизненный опыт взрослых, их неизмеримо больший объем знаний, навыков по сравнению с ребенком на начальных стадиях его личностного развития позволяет ему воочию увидеть в действии механизмы контроля над окружением. Система поощрений и наказаний, используемых взрослыми по отношению к ребенку, позволяет ему на практике почувствовать отношения "власть-подчинение". Тесные эмоциональные связи в семье, непосредственность контактов обеспечивают ребенку возможность развития эмпатических способностей, языка чувств

В семье представлены фундаментальные социально-демографические различия: между мужчиной и женщиной, мужскими и женскими ролями; между поколениями и культурными позициями взрослых и детей. Семья является социокультурной единицей, на базе которой составляющие ее члены ведут совместное хозяйство, которая имеет свое пространственное воплощение — принадлежащие ей территории, помещения, вещи. В семье через элементы образа жизни ее членов фиксируется социальное, значимое для ее членов время. Иными словами, в рамках семьи можно обнаружить набор предпосылок, необходимых для освоения и воспроизведения исходных социально значимых знаний и навыков, основных элементов культуры.

Родственные связи. Обычно семья не ограничивается нуклеарной формой. У супругов, составляющих семью, как, правило, сохраняются связи с собственными родителями, братьями, сестрами, другими родственниками. Такие связи образуют первый круг социокультурньгх сетей, порождаемых тесными межличностными отношениями. На этом уровне осуществляется действие семейных традиций. Одновременное сосуществование и постоянное или периодическое взаимодействие представителей трех, а то и четырех поколений, связанных родственными узами, со специфичными для них культурно установленными образцами интимных отношений, позволяет последовательно передавать семейные ценности, нормы, стереотипы поведения, действий, а в определенных случаях социальное положение, престиж от поколения к поколению, от старших к младшим, от прямых ветвей к боковым.

Включенность различных членов семьи в разнородные группы принадлежности - профессиональные, дружеские, ассоциации по интересам и т п. - существенный фактор обеспечения каждой семьи многообразной культурной информацией как общего, так и специализированного, например, профессионального, конфиденциального характера. В ходе взаимодействия и обмена информацией такого рода принятые в семье нормы, правила, стереотипы поведения в отношениях подвергаются постоянной проверке "на прочность" Те из них, что оказываются устойчивыми организационными принципами по отношению к изменениям окружения, и составляют то, что входит в понятие семейных традиций Те же, что проявляют слабую организационную эффективность, необоснованность, адаптационную несостоятельность, начинают подвергаться сомнению, считаться необязательными и образуют такие слабые места в структуре семейных нормативов, которые разрушаются под напором внешних и внутренних воздействий и открывают каналы для проникновения новых культурных образцов.

Интересны механизмы сохранения и изменения традиционных семейных устоев ох поколения к поколению. Те из них, которые держатся на переживаемом жизненном опыте, общем для представителей всех поколений в семье - это могут быть устойчивые черты историко-культурной ситуации (стабильность или кризис в обществе); состояния самой семьи (бедность или богатство, концентрация в одном месте жительства или рассеянность в географическом пространстве); повторяющиеся семейные ситуации (праздники, ритуальные контакты, семейные конфликты и т.п.) - скорее всего и сохраняются при трансляции от старших поколений к младшим Те же устойчивые черты, которые более используются как символы, демонстративные признаки принадлежности к семье, или же удерживаются по привычке, утратив свои адаптивные свойства или связь с непосредственными переживаниями, становятся объектами изменений, порождаемых младшими поколениями. Для их представителей такие действия, суждения, связи и т.п., которые несозвучны их переживаниям, не имеют для них непосредственной значимости, личностного смысла, кажутся ненужными, лишними, устаревшими и т п Соответственно молодые пытаются преодолеть такие семейные стереотипы, установить какие-то более приемлемые для себя порядки в отношениях и взаимодействиях с другими членами семьи.

Как уже отмечалось выше, за счет включенности членов семьи в иные группы принадлежности в семью идет приток культурной информации из более широкого культурного контекста. Благодаря такой включенности семья приобретает второй круг социальных связей - друзья, и третий -знакомые. Разделение этой зоны социальных сетей, в которые включена семья, на друзей и знакомых имеет важный теоретический и культурный смысл. Дело в том, что дружеские отношения обычно носят более открытый, эмоционально более глубокий характер, чем отношения просто знакомства. В дружеских отношениях допускается высокая степень импровизационное™, культурного экспериментирования, игры, тогда как связи, обозначаемые понятием "знакомые", носят более ролевой, формальный характер, они более поверхностны и эмоционально более нейтральны.

Дружеские связи. По отношению к динамике семейных отношений дружеские связи выполняют важные функции.

Во-первых, члены семьи проверяют в дружеских группах те позиции в межличностных отношениях, которыми они овладели в семье, - лидера, опекаемого, баловня, пассивного исполнителя и т.п. Члены таких групп либо позволяют человеку сохранять приобретенные в семье стереотипы поведения в ситуациях взаимодействия, либо побуждают его изменить их. В первом случае личность укрепляет свою полученную в семье идентичность, тогда как во втором ей приходится либо выбирать новую, специфичное для нее место в данной дружеской группе, либо переходить в другую группу.

Во-вторых, члены семьи привносят в ее микрокультуру опыт, освоенный в дружеских группах. Это могут быть новые навыки действий и поведения, иные критерии оценок социокультурных феноменов, новая информация и т.п. Такие привнесения могут приниматься или отвергаться членами семьи, однако они оказывают определенное влияние на отношения в семье, на течение повседневной жизни в ее рамках.

В-третьих, в дружеских группах члены семьи могут компенсировать дефицит переживаний, впечатлений, информации, неизбежно существующий в ограниченном семейном кругу. В подобных группах обычно допускается больше импровизаций, экспериментирования с объектами культуры, попыток переоценки общепринятых ценностей и т.п., чем в рамках семьи Ведь семья строится как такая единица обыденной культуры, в которой текущие процессы по мере возможностей подчиняются соображениям целесообразности и экономии усилий, т.е. являются максимально рутинизированными. В дружеских же группах при наличии разделяемых норм и ценностей, символических ритуальных элементов поведения важную роль играют вариации совместных форм активности, обмен новой информацией, обсуждение индивидуальных переживаний и впечатлений, социально значимых событий и проблем. В зависимости от характера семейных отношений дружеские связи членов семьи могут либо поддерживать, либо разрушать эти отношения. Чем ближе ценностные ориентации членов дружеских групп к общим для всех членов семьи представлениям, тем в большей степени можно ожидать укрепления таких представлений Чем значительнее расхождение между разделяемыми семейными ценностями и теми представлениями, что свойственны дружеской группе, и чем большую компенсационную роль для данного члена семьи играет эта группа, тем выше степень возникновения конфликтной ситуации в семье.

В-четвертых, дружеские группы становятся источниками социальной защиты, поддержки, помощи для семьи, когда в ней возникают серьезные проблемные ситуации. В таких случаях друзья помогают советами, реальными действиями, деньгами; они подключают к решению таких проблем своих знакомых, которые могут не иметь прямых отношений с данной семьей. Таким образом, семейные и дружеские отношения образуют наиболее плотную и прочную сеть первичных социокультурных связей, где постоянно происходят процессы использования, проверки на пригодность, изменения, отвержения, отбора объектов культуры, составляющих содержание повседневной жизни людей, процессы воспроизведения, укрепления контролирования социокультурных "пространств", которые объединившиеся люди считают своими; процессы утверждения и поддержания признаков и символов групповой идентичности. Особый итерес представляют случаи, когда дружеские и семейные группы состоят из представителей сходных или близких профессиональных культур, в первую очередь тех, что связаны с так называемой творческой деятельностью (искусством, наукой). В этом случае весьма условной становится граница между обыденным и профессиональным уровнями повседневной жизни таких людей. В подобных семьях и дружеских группах профессиональные проблемы становятся предметом постоянного обсуждения. Описанная ранее специфика первичных отношений позволяет людям в свободное время относиться к объектам профессиональной деятельности как к элементам своеобразных интеллектуальных игр, ставить их в необычные символические условия, смещать их ценностные приоритеты, словом, обращаться с ними так, как не позволяют правила в официальных или стандартных рабочих ситуациях. Соответственно первичные сети приобретают свойства механизмов резонанса индивидуальных побуждений к изменениям, культурному экспериментированию за счет доброжелательного интереса и любопытства ближайшего окружения к тому, что может получиться, и компетентности этих людей в оценке результатов изменения в его последствий для профессиональной культуры.

Образуется совершенно своеобразная среда, где элементы специализированной деятельности порождаются в функционируют в системе абсолютно неформальных, близких, эмоционально окрашенных отношений между людьми, объединенными не только взаимной симпатией, но и общими профессиональными интересами. Такого рода первичные сети выполняют в культуре весьма важные функции. Во-первых, они являются теми социокультурными "пространствами", где объекты специализированной культуры - научные, политические, религиозные идеи, художественные образы и т.п. - существуют не в отчужденной форме, но являются "естественным" языком тех, кто их порождает, языком, которым они привычно пользуются для выражения своих мыслей и переживаний. Иными словами, где профессиональная деятельность составляет основное содержание повседневной жизни людей, занимающихся такой деятельностью. Во-вторых, они образуют среды для порождения и формирования культурных изменений и инноваций. Ведь чувство безопасности, обеспечиваемое первичными группами, побуждает людей, привыкших ставить и решать сложные проблемы, к более смелым экспериментам с объектами культуры, чем это допускается на их рабочем месте. Кроме того, большая открытость отношений в первичных группах, состоящих из профессионалов, позволяет тому, кто сделал или нашел что-то необычное, без опасений представить это родным и друзьям и обсудить возможную судьбу изобретения или открытия. В-третьих, благодаря накоплению сложного профессионального опыта, переживаемого как основное содержание индивидуальной и групповой жизни, такие области становятся местом высокой концентрации культурного потенциала. Чтобы стать членом такой группы, человеку приходится осваивать необходимые и весьма сложные знания и навыки, доказать свою подготовленность к равноправному участию в жизни группы. Иными словами, подобные среды можно рассматривать как области формирования культурных элит.

Связи по интересам. Следующий уровень социальных сетей составляют свободные ассоциации людей, объединяющихся в соответствии с общими культурными интересами. Мы не будем говорить здесь об экономических и политических интересах, поскольку это предмет особого рассмотрения. Речь пойдет о совместных развлечениях -любительские занятия искусством, техническими изобретениями, коллекционирование, путешествия, другие формы проведения досуга, а также различного рода общественно полезной непрофессиональной деятельности - благотворительность, социокультурная помощь, добровольное социальное участие и т.п. Между членами таких групп складываются довольно близкие, доверительные отношения, которые со временем могут сочетаться с дружескими, семейными, однако это совсем не обязательно. Хотя в этом случае можно безусловно говорить о первичных группах, они по сроим нормам и ценностям существенно отличаются от первых двух представленных типов. По сравнению с ними группы по интересам значительно менее полифункциональны, а их микрокультура намного проще, поскольку они специально ориентированы на реализацию совершенно конкретных целей Разумеется, их неформальный характер обусловливает то, что межличностное общение является здесь дополнительной самоцелью. Однако и оно выстраивается прежде всего вокруг предметов общего интереса, поэтому нормы и правила взаимодействий здесь не особенно сложны. Влияние таких групп на глубинные культурные процессы не так уже велико, поскольку их функции совершенно очевидно компенсационные: люди реализуют здесь свои однонаправленные интересы, восполняют дефицит общения и активности, возникающий на работе и дома, заполняют свободное время удовлетворяющим их образом. Иногда такого рода группы точечно соприкасаются с "творческими" субкультурами' встречи с представителями культурных элиту любителей искусства; контакты с искусствоведами, историками у коллекционеров и т.п. Однако в большинстве случаев члены таких ассоциаций имеют дело с образцами культуры, созданными профессионалами, и практически ничего нового в них не привносят. Тем не менее такие объединения представляют определенный интерес как носители культурных традиций.

Круг знакомых. Еще более далеким от ядра тесных межличностных , связей является круг знакомых. Отношения такого рода могут поддерживаться длительное время, но в форме спорадических или же ритуальных (например, поздравления с праздниками) контактов. Благодаря ним происходит обмен общей или специальной информацией, либо обязательной, либо необязательной, либо по особому случаю, когда к знакомому обращаются, чтобы получить от него сведения, которыми он располагает s в большей степени, чем представители более близкого окружения. По-видимому, можно рассматривать отношения такого рода не только как ; механизм трансляции культурной информации, включающийся по мере * необходимости Они служат также воспроизведению ролевых отношений на уровне обыденной культуры. Ведь обычно знакомые поддерживают ( связи как представители определенных социальных позиций, а не как индивидуализированные личности. Соответственно на этом уровне не принято обсуждать сугубо личные, семейные проблемы, но разговоры строятся вокруг личностно нейтральных тем: события политического, художественного характера, общие вопросы обыденной жизни и т.п. Отношения между знакомыми не являются официальными, но их нельзя назвать близкими. Обычно в культуре существуют определенные ." стандартные формы контактов такого рода, например, стереотипы обращения, обмена репликами при случайных встречах, поддержания связей во времени.

По отношению к первичным группам с тесными межличностными связями среда знакомых выполняет важные функции. Во-первых, в ней складывается, поддерживается и меняется общественное мнение о том, насколько в обсуждаемых на этом уровне первичных группах соблюдаются социокультурные нормы, насколько они социально полезны, либо интересны. Таким образом в более широком социокультурном контексте подобные группы идентифицируются, классифицируются, оцениваются и вследствие этого приобретают статус социально значимых культурных объектов. Во-вторых, в такого рода среде складывается и поддерживается социальный статус и престиж определенных, фиксированных и оцененных совокупностей первичных групп, т.е. здесь формируются общие представления об имеющемся в обществе социокультурном расслоении. В-третьих, эта среда является своеобразным медиатором между первичными группами с тесными межличностными отношениями. Представители групп, не имеющих никаких контактов, всегда при надобности могут найти возможность установить связи между собой через общих знакомых, которые, как правило, обнаруживаются внутри одного социального слоя, либо в близких друг к другу слоях.

Таким образом, рассматривая социокультурные механизмы освоения и трансляции культуры, важно увидеть, в каких сетях социальной коммуникации происходит обмен информацией лицом к лицу. Ведь именно в этой среде действует механизм традиции, т.е. передачи культурного опыта, что называется "из рук в руки, из уст в уста", и, следовательно, здесь воспроизводятся нравы, обычаи, культурные образцы, нормы, другие устойчивые культурные черты. В этой же среде зарождаются вариации культурных черт, а в некоторых ее точках и культурные инновации. Действие описанных ранее механизмов освоения и трансляции культурной информации обусловливает либо социальное санкционирование, либо отвержение культурных изменений.

Было показано, что полный цикл социальных структур, обеспечивающий возможность первичных межличностных связей, относящихся не столько к функционированию систем общественного разделения труда, сколько к воспроизведению обыденного уровня культуры, имеет определенную форму. Ядро таких отношений составляет семья; ее первое кольцо окружения составляет сеть дружеских связей; второе образуется свободными ассоциациями людей по интересам; третье - знакомыми. Эта форма обусловлена теснотой, частотой, интенсивностью связей между людьми: по мере движения от центра к периферии величина всех названных переменных убывает.

Вопросы и задания

1. Перечислить важнейшие признаки первичной группы по сравнению с другими типами социокультурных образований.
2. Выделить основные социокультурные функции социальных идей и описать их строение.
3. Назвать механизмы взаимодействия и коммуникации сетевой трансляции социокультурной информации.
4. Охарактеризовать роль родственных и дружеских связей в трансляции социокультурного опыта.
5. Обобщить познавательные функции концепций "первичная группа" и "социальная сеть" в культурной антропологии.




Орлова Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни: Методическое пособие по курсу "Культурная антропология". - М.:ГАСК, 2002. - 104с.
Подробнее об авторе...



Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected]!

Выскажите свои замечания о работе библиотеки, предложения по улучшению навигации, структуры, дизайна, информационному наполнению проекта "Библиотеки по культурологии". Что бы Вы хотели увидеть в будущем? Чего не хватает?
Внимание!
Если вы хотите получить ответ, то указывайте свое имя и контактный адрес.

   Ваше сообщение


   

Наиболее интересные пожелания


1. Предложения по структуре: не хватает более конкретных и структурированных материалов, лучше было бы каждую эпоху расписать по странам, например "Средневековая Англия" или Франция.

2. Оформление: Побольше иллюстраций / предлагаю оформить в виде старого сжатого листа / ярче / в виде старой книги

3. Просят добавить материалов по следующим темам: Театр Кабуки, орнаменталистика, о ливийских арабах, побольше информации о произведениях Вольтера..... (список будет продолжен)


Семиотика и семиосфера Lingvisto.org - языковая энциклопедия Allbest.ru КУПИТЬ КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других