Библиотека > Антропология, социология и история пола > Культура повседневности >
Миф в пространстве повседневности
На протяжении длительного времени проблемы повседневности находились на
«втором плане» научной мысли. Во второй половине ХХ века интерес к
этим проблемам резко возрос. На смену бинарной оппозиции: высокие формы
человеческой деятельности (государственно-политическая, общественная,
художественная) и низкие (повседневность) пришло осознание их единства. За
время ХХ века произошла дискредитация большей части традиционных
представлений о месте человека в мире, его проблемах. Глобальные изменения
в структуре европейского Бытия вызвали необходимость пересмотра
устоявшихся мнений о «высокой» и «низкой» культуре.
Обращение к проблемам повседневности началось еще в ХIХ веке.
Именно в этот период появляются исторические труды по повседневной жизнь
людей в русском обществе (Забелин, Карамзин, Костомаров и т.д.). В
этих работах давалось историческое описание образа жизни, философского
осмысления не произошло. В свое время о важности именно философского
осознания повседневной жизни людей писал В.И. Вернадский. «Вдумываясь
в окружающую будничную жизнь, мы можем … видеть постоянное стремление
человеческой мысли покорить и поработить себе факты совершенно стихийного
на вид характера. На этой будничной жизни строится и растет главным
образом основная сторона человеческой мысли». [1]
Но процесс включения повседневности в проблемное поле философии
растянулся почти на 100 лет. Осознание ценности повседневной жизни,
как условия духовного самосовершенствования, как способа формирования
самобытности и неповторимости индивидуального бытия, способствовало
утверждению интереса философии к данным проблемам. Признание того факта,
что духовность присуща повседневному существованию, как целостности
человеческой жизни, позволила включить ее в систему философии.
Миф и повседневность длительное время выступали двумя полюсами
человеческого мира. Миф, чаще всего связывался с пространством
сакрального. Повседневность воспринималась как мир конкретных ситуаций, в
которых живет человек. В нем все идеалы становились лишь средством решения
частных проблем. Повседневный мир — это мир профанного, где нет места
мифу. Но именно в этом обыденном мире и происходило «рождение» мифа.
Находясь в пространстве обыденности человек творит миф.
В пространстве повседневности происходит переплетение различных
порядков. Создается единая сеть пространств, в которой одно переходит в
другое и нет разделяющих четких границ. Миф циркулирует из мира
повседневного бытия в пространство сакрального, а затем возвращается
обратно. Перемещаясь он получает дополнительные формы, «обрастает» новыми
фактами, что иногда способствует формированию нового мифа. Миф со временем
становится своеобразным хранилищем накопленных групповых представлений,
позволяет человеку правильно ориентироваться в пространстве
повседневности. «Чудесный годовой цикл с его периодами трудностей и
радостей, прославляется, очерчивается и преподносится как непрерывный
круговорот жизни группы людей» [2] В мире повседневного бытия, как и в мифе, «следование
правилу» выступает высшей нормой-ценностью. Миф способствует закреплению
однажды возникших «божественных заповедей».
Миф формирует и специфические символические представления, свойственные
данному культурному пространству. «Обстоятельства местной жизни, культура
и традиции народа — все это непременно вольется в новые действенные
формы». [3] Система существующих символических обозначений сохраняется
и передается в процессе социализации, в большинстве случаев, через систему
мифологических представлений. Объективный мир остается таким, каким он
был, но через смещение акцентов во внутреннем мире самого человека, мир
видится преображенным. Повседневность, посредством ритуальных действий,
переходит в мир сакрального, где все иначе. Миф закрепляет этот переход,
сохраняет знания о нем. Они соединяют бессознательное со сферами
практической жизни таким образом, что при этом обеспечивается понимание
фактического мира.
Создавая миф, человек начинает, во многом, свою повседневную жизни
строить по его законам. Мифотворчество — неотъемлемая часть
жизнедеятельности людей. Невозможно провести четкой грани между системой
мифов и повседневностью Они постоянно соприкасаются друг с другом,
создавая неповторимы облик конкретных культур. Изучение мифа, вне
пространства повседневности, никогда не может быть полным и всесторонним.
Вместе с тем, миф дает возможность конструировать представления об
обыденном мире.
Примечания
[1] Вернадский В.И.
Основа жизни — искание истины // Новый мир. 1988, № 3.
С. 217.
Назад
[2] Кэмпбелл Дж. Герой с
тысячью лицами. М., 1997. С. 287.
Назад
[3] Кэмпбелл Дж.
Указ. соч. С. 290–291.
Назад