Библиотека > Искусство >
Футуризм
Футуризм - течение, проявившееся в живописи и поэзии Италии и США в 10-20-х гг. XX
века с претензией создать искусство будущего под лозунгом нигилистического отрицания
всего предшествующего художественного опыта. Его последователи стремились отразить
динамизм современной машинной цивилизации, воспевали технический прогресс, войну,
насилие, жизнь больших городов, что сводилось в живописи к хаотическим комбинациям
плоскостей и линий, дисгармонии цвета и формы, а в поэзии - к "заумности", насилию
над лексикой и синтаксисом, как это видно на примере раннего творчества Маяковского.
Футуристы призывали перенести центр тяжести с изображения человека на изображение его
материально-технического окружения. Главный идеолог итальянского и мирового футуризма
Филиппа Томмазо Маринетти (1876-1944), в частности, писал: "Теплота куска железа или
дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слезы женщины"'.
В идеологическом плане футуризм был связан как с, правым, так и с левым экстремизмом
в лице фашизма, анархизма и коммунизма, претендуя на "революционное" ниспровержение
прошлого и на свою особую ангажированность будущим.
Одним из самых радикальных модернистских течений, зародившихся в 1916-1922 гг.
преимущественно в Швейцарии среди анархиствующей интеллигенции как протест
против первой мировой войны, стал так называемый дадаизм.
Он выражался в воинствующем антиэстетизме, своеобразном художественном хулиганстве,
страсти к эпатажу обывателя в виде бессмысленных сочетаний слов и звуков, причудливых
комбинаций самых разнообразных житейских предметов (консервных банок, старых вещей,
деталей инструментов, этикеток, газетных и журнальных вырезок и т.п.),
предвосхитив этим современный поп-арт - искусство коллажа и композиций на основе
использования и эстетизации материального богатства, созданного современной цивилизацией.
Перечисленные разновидности модернистского и авангардистского искусства отнюдь не
исчерпывают его разнообразия и отличаются размытостью своих критериев и границ,
объединяясь общим пафосом отрицания предшествующей художественной традиции.