На главную страницу Библиотеки по культурологии
карта библиотеки


Библиотека > Искусство > Футуризм

Футуризм - течение, проявившееся в живописи и поэзии Италии и США в 10-20-х гг. XX века с претензией создать искусство будущего под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Его последователи стремились отразить динамизм современной машинной цивилизации, воспевали технический прогресс, войну, насилие, жизнь больших городов, что сводилось в живописи к хаотическим комбинациям плоскостей и линий, дисгармонии цвета и формы, а в поэзии - к "заумности", насилию над лексикой и синтаксисом, как это видно на примере раннего творчества Маяковского.
Футуристы призывали перенести центр тяжести с изображения человека на изображение его материально-технического окружения. Главный идеолог итальянского и мирового футуризма Филиппа Томмазо Маринетти (1876-1944), в частности, писал: "Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слезы женщины"'.
В идеологическом плане футуризм был связан как с, правым, так и с левым экстремизмом в лице фашизма, анархизма и коммунизма, претендуя на "революционное" ниспровержение прошлого и на свою особую ангажированность будущим.
Одним из самых радикальных модернистских течений, зародившихся в 1916-1922 гг. преимущественно в Швейцарии среди анархиствующей интеллигенции как протест против первой мировой войны, стал так называемый дадаизм.
Он выражался в воинствующем антиэстетизме, своеобразном художественном хулиганстве, страсти к эпатажу обывателя в виде бессмысленных сочетаний слов и звуков, причудливых комбинаций самых разнообразных житейских предметов (консервных банок, старых вещей, деталей инструментов, этикеток, газетных и журнальных вырезок и т.п.), предвосхитив этим современный поп-арт - искусство коллажа и композиций на основе использования и эстетизации материального богатства, созданного современной цивилизацией.
Перечисленные разновидности модернистского и авангардистского искусства отнюдь не исчерпывают его разнообразия и отличаются размытостью своих критериев и границ, объединяясь общим пафосом отрицания предшествующей художественной традиции.




Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.



Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected]!


КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других