Библиотека > Искусство >
Кич
КИЧ (китч, нем. Kitsch — халтурить, создавать низкопробные
произведения; нем. Verkitchen — дешево распродавать, продавать за бесценок, делать дешевку; англ. for the kitchen — «для
кухни»), дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект; синоним псевдоискусства, в к-ром основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика. Возник в прикладном искусстве. В художественной
промышленности 2-й пол. XIX — нач. XX вв. К. распространился
как промышленная имитация уникальных изделий. Позже К.
распространился на все сферы искусства: от станковой живописи до всех видов искусства, в т.ч. не только традиционные —
литература, музыка, театр, архитектура, но и кинематограф, телевидение. В 1960—1980-е гг. предметы китча стали распространенным явлением массовой культуры. Особую популярность К.
получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и
видео в различных формах стандартизированного бытового
украшения. К. захватывает сферу не только самодеятельного и
профессионального искусства, но народное искусство, куда
проникают элементы дефольклоризации, псевдохудожественные произведения. В каждой стране обнаруживаются национальные особенности К. Широкое распространение К. получил
и в России. В современном мире К. настолько распространен,
что специалисты выделяют несколько его разновидностей
(Т. А. Фетисова). Ретрокич—мода на классический исторический кич. Сегодня многие коллекционируют классический кич:
статуэтки, коробочки, коврики, открытки. Ярмарочный кич -
современные рыночные кошки-копилки, игрушки, отдаленно напоминающие народные, и другие поделки. Неокич, включающий в себя дизайн-кич, гаджет-кич (различного рода сувениры,
отличающиеся поражающей нелепостью: авторучка — карманный фонарик, запонки с термометром или пушка, стреляющая
сигаретами). Кэмп — псевдоинтеллектуальные образчики наиболее уродливых проявлений кича.
Для К. характерны набор суррогатов, стереотипов, сентенциозность, набор житейских формул, помпезность. В отличие от подлинных видов искусства К., не ставит вопросов, он содержит
только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает
духовных исканий, но стремится к созданию незамутненного,
самоуверенного спокойствия. Подражая высоким художественным образцам, К. намеренно низводит их до банальности и пошлости. Паразитируя на высоком искусстве, К. тяготеет также
ко всему таинственному, непознанному. Отсюда интерес к теософии, антропософии, оккультным наукам, но без стрессов и
метаний. Поэтому в К. распространены упрощенные образцы
сатанизма. Предметом интереса К. являются также скандальные
сенсации, модные проблемы, современные научные идеи, поданые в вульгаризованном, поверхностном виде.