На главную страницу Библиотеки по культурологии
карта библиотеки


Библиотека > Искусство > Кич

КИЧ (китч, нем. Kitsch — халтурить, создавать низкопробные произведения; нем. Verkitchen — дешево распродавать, продавать за бесценок, делать дешевку; англ. for the kitchen — «для кухни»), дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект; синоним псевдоискусства, в к-ром основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика. Возник в прикладном искусстве. В художественной промышленности 2-й пол. XIX — нач. XX вв. К. распространился как промышленная имитация уникальных изделий. Позже К. распространился на все сферы искусства: от станковой живописи до всех видов искусства, в т.ч. не только традиционные — литература, музыка, театр, архитектура, но и кинематограф, телевидение. В 1960—1980-е гг. предметы китча стали распространенным явлением массовой культуры. Особую популярность К. получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео в различных формах стандартизированного бытового украшения. К. захватывает сферу не только самодеятельного и профессионального искусства, но народное искусство, куда проникают элементы дефольклоризации, псевдохудожественные произведения. В каждой стране обнаруживаются национальные особенности К. Широкое распространение К. получил и в России. В современном мире К. настолько распространен, что специалисты выделяют несколько его разновидностей (Т. А. Фетисова). Ретрокич—мода на классический исторический кич. Сегодня многие коллекционируют классический кич: статуэтки, коробочки, коврики, открытки. Ярмарочный кич - современные рыночные кошки-копилки, игрушки, отдаленно напоминающие народные, и другие поделки. Неокич, включающий в себя дизайн-кич, гаджет-кич (различного рода сувениры, отличающиеся поражающей нелепостью: авторучка — карманный фонарик, запонки с термометром или пушка, стреляющая сигаретами). Кэмп — псевдоинтеллектуальные образчики наиболее уродливых проявлений кича. Для К. характерны набор суррогатов, стереотипов, сентенциозность, набор житейских формул, помпезность. В отличие от подлинных видов искусства К., не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, но стремится к созданию незамутненного, самоуверенного спокойствия. Подражая высоким художественным образцам, К. намеренно низводит их до банальности и пошлости. Паразитируя на высоком искусстве, К. тяготеет также ко всему таинственному, непознанному. Отсюда интерес к теософии, антропософии, оккультным наукам, но без стрессов и метаний. Поэтому в К. распространены упрощенные образцы сатанизма. Предметом интереса К. являются также скандальные сенсации, модные проблемы, современные научные идеи, поданые в вульгаризованном, поверхностном виде.




Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.



Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected]!


КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других