Библиотека > Искусство >
Классицизм
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в искусстве и
литературе XVII - начала XIX в., ознаменовавшие возвращение к античному наследию как к
норме и идеальному образцу.
Для этого направления характерны рационализм, нормативность,
тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же
время определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях,
что выражалось, например, в иерархии "высоких" и "низких" стилей в литературе, требовании
"трех единств" - времени, места и действия - в драматургии, подчеркнутом пуризме в области
языка и т.п.
Под влиянием рационалистической философии великого французского мыслителя
Рене Декарта (1596-1650) принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства.
Основной эстетический постулат классицизма - верность природе, закономерной разумности мира
с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере,
гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. К середине XIX в.
классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в
безжизненный академизм.
Русский классицизм в литературе представлен Денисом Ивановичем
Фонвизиным (1745-1792), Гаврилой Романовичем Державиным (1743-1816),
Александром Петровичем Сумароковым (1717-1777);
в архитектуре - Василием Ивановичем Баженовым (1738-1799), Матвеем Федоровичем Казаковым
(1738-1812); в живописи - Антоном Павловичем Лосенка (1737-1773), Карлом Павловичем
Брюлловым (1799-1852), Федором Антоновичем Бруни (1799-1875) и Александром Андреевичем
Ивановым (1806-1858) - авторами соответственно таких известных полотен, как
"Взятие Казани", "Последний день Помпеи", "Медный змий" и "Явление Христа народу".