Библиотека > Искусство >
Натурализм
Натурализм (от лат. nаturа - природа) - творческое направление в литературе,
изобразительном искусстве, театре, кино, появившееся в последней трети XIX века в Европе
и Америке под влиянием философии позитивизма и его главных представителей - француза
Огюста Конта (1798-1857), англичанина Герберта Спенсера (1820-1903) и др. В основе их идей
лежал тезис о том, что подлинное, "позитивное" знание может быть получено не в результате
отвлеченных умственных спекуляций, а лишь как выводы из отдельных специальных наук и их
комплексного взаимодействия.
Эстетика натурализма, перенося принципы позитивизма в сферу искусства, разрабатывалась
И. Тэном, братьями Э. и Ж. Гонкурами и прежде всего Эмилем Золя (1840- 1902), воплотившим
ее в своем творчестве. По их мнению, художник должен отражать окружающий мир без всяких
прикрас, типизации, условностей и табу, с максимальной объективностью, подчиняясь
лишь правде "позитивной", экспериментальной науки. Писатели и художники-натуралисты
претендовали на то, чтобы рассказать о человеке "всю подноготную", проявляя повышенное
внимание к биологическим сторонам его жизни, как позднее в науке это сделал 3. Фрейд.
Причины поведения людей и особенностей их жизни усматривались натуралистами преимущественно
в физиологии, часто патологии, наследственности, расовой принадлежности, а также во
влиянии внешней среды. Общественные конфликты объяснялись борьбой за существование в
духе социального дарвинизма.
Натурализм в искусстве обнаруживает себя в сознательно откровенном изображении
физиологических проявлений человека, сцен насилия и жестокости, бесстрастно наблюдаемых
и описываемых художником. Ведущими признаками натурализма, таким образом, являются
подчеркнутая "фотографичность" и деэстетизация художественной формы, будь то в литературе,
живописи или кино. Крайними проявлениями натурализма, уже выходящими за грань искусства,
являются появившаяся в результате "сексуальной революции" разного рода порнопродукция,
изображение "грязных" сторон жизни и сцен насилия, получивших в народе меткое обозначение
"чернуха".
Важно отметить, что натуралистическая школа в России с ее традиционной религиозностью,
духовностью и патриархальностью заметного развития не получила. Прямым подражателем и
пропагандистом Э. Золя у нас был ныне уже забытый прозаик Петр Дмитриевич Боборыкин
(1836-1921), позднее натуралистические романы и рассказы писал Михаил Петрович Арцыбашев
(1878-1927). Некоторые положения эстетики натурализма, в частности тезис о роли
биологической наследственности, преломили в своем творчестве Алексей Феофилактович
Писемский (1821-1881), Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912)
и некоторые другие писатели-реалисты.