Библиотека > Искусство >
Сюрреализм
Спецификой сюрреализма, одного из важнейших эстетических движений современности,
возникшего в 20-х гг. и затронувшего почти все виды искусства, является преимущественно
фрейдистский подход к творчеству, провозглашение его первоисточником неконтролируемой
разумом сферы подсознания, а методом - чистый психический автоматизм, разрыв
логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями, искусственным сближением удаленных
друг от друга реальностей. Сюрреализм "бьет" на эффект абсурдного, несоединимого,
провозглашаемого "сверхреальным". В "манифестах" главного теоретика
сюрреализма - французского писателя Андре Бретона (1896- 1966) содержались призывы
к освобождению художника от "оков" интеллекта, от морали и традиционной эстетики,
понимаемых им как уродливое порождение цивилизации, якобы закрепостившей творческие
возможности человека. Яркими примерами сюрреалистического искусства являются не только
соответствующая европейская поэзия и проза нашего века, но и живопись испанца Сальвадора
Дали (1904- 1991), который был фанатичным поклонником психоаналитических идей Фрейда,
"театр абсурда" французского драматурга Эжена Ионеско (1909-1992), кинематограф наших
отечественных режиссеров Андрея Арсеньевича Тарковского (1932-1986) и особенно
Александра Николаевича Сокурова (р. 1951).