Библиотека > Искусство >
Технические искусства
"Технические искусства" в своих развитых формах возникли сравнительно недавно.
Огромную роль в истории культуры сыграл своеобразный симбиоз, слияние искусства с техникой.
Строго говоря, процесс этот начался, видимо, с середины XV века с создания первых художественных клише,
продолжился изобретением фонографа, фотографии и немого кино на протяжении XIX столетия и получил небывалое
развитие уже в наше время, когда кинотехника стала звуковой, цветной и стереоскопической, а на службу искусству
была поставлена вся мощь современной электроники. Это привело, в частности, и к интересным опытам по созданию нового,
"синтетически-технического" вида искусства, так называемой "светомузыки", суть которой заключается в стремлении
слить в некий органический синтез "мелодию" меняющихся световых и цветовых эффектов, с одной стороны, и
собственно музыкальную мелодию - с другой. Другими словами, делается попытка превратить невидимую музыку в
нечто видимое посредством соотнесения музыкальной и цвето-световой гамм.
Примечательно, что одним из первых
теоретиков и создателей светомузыкальных произведений был наш соотечественник - выдающийся русский композитор и
пианист Александр Николаевич Скрябин (1872-1915), а захваченный его идеями русский абстрактный художник
Баранов-Россине даже изобрел так называемое оптофоническое пианино, т.е. клавиатуру, где каждая нота вместе со
звуком передавала на экран ту или иную цветовую форму. Первый оптофонический концерт состоялся в начале 20-х гг.
в Москве. Музыкант играл на пианино, одновременно на экране происходило цветовое и линейное преображение
музыкального произведения: красочная симфония. Показательно, что на Западе подобные опыты
были воспроизведены лишь много лет спустя, в 60-х гг. в Париже.
В настоящее время к наиболее распространенным "техническим искусствам" относят фотоискусство,
искусство кино, мультипликацию и, с известными оговорками, телевидение. Их общими признаками являются
статичное или динамичное воспроизведение действительности с помощью технических средств, органическая
взаимосвязь творческого и технологического процессов с обязательным преобладанием эстетического начала,
т.е. художественности. Важнейшие показатели "технических искусств" - массовость их аудитории,
высокая степень информативности, а следовательно, и широкое использование в просветительско-пропагандистских и,
к сожалению, нередко в конъюнктурно-политических целях. Видимо, в связи с этим произведения киноискусства,
являясь едва ли не главным элементом массовой культуры, нередко стареют гораздо быстрее, чем другие виды
художественной продукции. Это лишнее доказательство того, что искусство должно служить вечности, а
не преходящим групповым интересам.
Общая тенденция к массовости, синтезу и использованию в искусстве не только техники, но также
исторических памятников и окружающего пейзажа, привела в последние десятилетия к возрождению и
дальнейшему развитию другого вида художественного творчества:
"пленэрного" театра, т.е. театра на открытом пространстве. Имеются в виду обычно грандиозные эпические постановки,
действие которых с применением мощной свето-, цвето- и звуковой аппаратуры развертывается на местах реальных
исторических событий, например, опера "Аида" - в настоящей пустыне у подножья египетских пирамид; или картины
средневековой Москвы на Красной площади, у Кремлевской стены и т.п. Подобные очень массовые и зрелищные
представления издавна практиковались в странах с теплым и жарким климатом, однако лишь с развитием аудиовизуальной
электронной техники этот вид драматического искусства получил новые стимулы для своего развития. Характерно,
что в России первым массовым зрелищем такого рода стала постановка "Взятие Зимнего дворца" 25 октября, в
третью годовщину большевистского переворота, когда использовались настоящие танки и гремели холостые залпы "Авроры"