Библиотека > Искусство >
Готика
Готика, готический стиль (от итал. – готский, от названия германского племени готов) – художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной Европы и частично Восточной Европы (сер. XII – и XV – XVI вв.). Термин «готика» введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала XIX в., когда для искусства X – XII вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Г., в ней выделили раннюю, зрелую (высокую), позднюю фазы. Г. развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под ее эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Г. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Для Г. характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Г. унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. Особое место в искусстве Г. занимал собор – высший образец синтеза архитектуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамическим архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Развитие искусства Г. отражало изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил – городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонические системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы.
Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, который стал ведущим архитектурным типом в Г. Он являлся средоточием городской жизни, был способен вместить все взрослое население города.
Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создавалось рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхних галерей. На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали. Статуи и рельефы образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Декор ритмически организован и строго подчинен архитектурным членениям фасада, что обусловило стройную тектонику и пропорции статуй, торжественность их поз и жестов. Другие части храмов также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и желтые тона. Окрашенный свет, проникавший через витражи, усиливал впечатление необозримости и беспредельности пространства, насыщенности интерьера движением. Наиболее известные готические соборы – Собор Парижской Богоматери, Кёльнский собор.
Основным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылось и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенности стойкости человека.
В эпоху Г. расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись, достигло высокого подъема декоративное искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.
Г. зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в сере-дине XII в. и достигла расцвета в 1-й пол. XIII в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму.
В светском городском зодчестве использовались главным образом композиционные и декоративные приемы Г. На главной площади города стоились ратуши с обильным декором, нередко с башней. Замки превращались в величественные дворцы с богатым убранством, строились особняки богатых горожан.
В поздней Г. получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматичной экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились росписи на светские сюжеты. В миниатюрах наметилось стремление к одухотворенной человечности образов, к передаче пространства и объема. К лучшим образцам французского готического декоративного искусства принадлежит мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль (от названия города Лиможа), шпалеры и резная мебель.
В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальности, к наблюдению и изучению натуры, возросшая роль творческой индивидуальности подготовили почву для ренессансной системы мировосприятия. Этот процесс проявился в XIV – нач. XVI вв. во французской и бургундской миниатюре, в скульптуре и живописи, немецкой, чешской, польской декоративной пластике, в алтарной скульптуре и живописи. В XV – XVI вв. он был ускорен влиянием итальянского и нидерландского Возрождения. На протяжении XVI в. Г. почти повсеместно сменилась ренессансной культурой.
Литература
1. Всемирная история искусств. Т. 2. М., 1963.
2. Лясковская О.А. Французская готика. XII – XIV вв. М., 1979.
3. Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. М., 1973.
4. Популярная художественная энциклопедия. М., 1986.
5. Энциклопедический словарь художника / Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. М., 1983.