Библиотека > Искусство >
Кубизм
Кубизм (от франц. – куб) – модернистское направление в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) 1й чет. XX в. Возникновение К. относят к 1907 г., когда П. Пикассо написал картину «Авиньонские девицы», необычную по своей острой гротескности: деформированные, огрубленные фигуры изображены здесь без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объемов. К представителям К. причисляют, кроме художников П. Пикассо, Ж. Брака, Х. Гриса, писателей Г. Аполлинера, Г. Стайна и др.
Слово «кубисты» впервые употребил в 1908 г. французский критик Л. Воссель как насмешливое прозвище художников, изображающих предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов (куба, шара, цилиндра, конуса).
К. ознаменовал собой решительный разрыв с традициями реалистического искусства. Вместе с тем, творчество кубистов носило характер взрыва стандартной красивости салонного искусства, иносказаниям символизма, зыбкости живописи позднего импрессионизма.
Представители К. обратились к конструированию объемной формы на плоскости, расчленению реального объема на геометризированные тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения. Входя в круг бунтарских индивидуалистических течений, К. выделялся среди них тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким, как дом, дерево, утварь и др.). Это особенно характерно для раннего этапа К., сложившегося под влиянием живописи П. Сезанна и африканской скульптуры. В этот «сезанновский» период К. (1907-1909) геометризация форм подчеркивает устойчивость предметного мира; мощные граненые объемы как бы плотно складываются на поверхности холста, образуя подобие рельефа; цвет, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает и дробит объем (П. Пикассо «Три женщины»,1909; Ж. Брак «Эстак», 1908). В следующей, «аналитической» стадии К. (1910-1912) предмет распадается на мелкие грани, которые четко отделяются друг от друга; предметная форма как бы распластывается на холсте (П. Пикассо «А. Воллар», 1910; Ж. Брак «В честь И.С. Баха», 1912). В последней, «синтетической» стадии (1912-1914) побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. Пикассо «Гитара и скрипка», 1913; Ж. Брак «Женщина с гитарой», 1913); появляется интерес ко всякого рода фактурным эффектам – наклейкам (коллажам), присыпкам, объемным конструкциям на холсте, т.е. отказ от изображения пространства и объема как бы компенсируется рельефными материальными построениями в реальном пространстве. Тогда же появилась кубистическая скульптура с ее геометризацией и сдвигами формы, пространственными построениями на плоскости (неизобразительные композиции и ассамбляжи – скульптуры из неоднородных материалов П. Пикассо, произведения А. Лорана, Р. Дюшана-Виллона, геометризированные рельефы и фигуры О. Цадкина, Ж. Липшица, вогнутые контррельефы А.П. Архипенко).
К 1914 г. К. начал уступать место другим течениям, но продолжал влиять на французских художников, итальянских футуристов, русских кубофутуристов (В.Е. Татлин, частично творчество К.С. Малевича), немецких художников. Поздний К. вплотную приблизился к абстрактному искусству; одновременно через увлечение К. прошли некоторые крупные мастера: мексиканец Д. Ривера, чехи Б. Кубишта, Э. Филла и О. Гутфрёйнд, итальянец Р. Гуттузо, поляк Ю.Т. Маковский и др.
Литература
1. Популярная художественная энциклопедия. М., 1986.
2. Энциклопедический словарь художника / Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. М., 1983.