Библиотека > Искусство >
Нововенская школа
Нововенская школа – крупнейшая музыкальная школа ХХ века.
Представители: Берг, Шенберг, Веберн. «Ожидание», цикл «Лунный Пьеро», опера «Моисей и Арон» написаны крупнейшим деятелем школы – Шенбергом; пьесы «Хоровод» и «Воццек», «Лирическая сюита», концертная ария «Вино» принадлежат Бергу; пять оркестровых пьес («Прообраз», «Превращение», «Возвращение», «Воспоминание», «Душа»), «Святая святых», струнное трио, кантата «Свет глаз», автором которых является наиболее поздний представитель школы – Веберн.
Особенность нововенских мастеров в том, что все они солидные профессионалы, а не ремесленники, подлинные «люди культуры». Они авторы кантат, балетов, пьес для оркестра (им отводится особое место в творчестве), в том числе и «экспериментальных» с применением всевозможных авангардных новшеств.
Многозначительным примером музыкального «дуализма» в творчестве нововенцев может служить творчество Шёнберга и Берга. Здесь есть все: экспрессионизм. Бунт, обличение и протест, которые особенно ярко проявились в годы первой мировой войны. Художественное самовыражение, искания композиторов, вклад в развитие музыки на западе дают право считать нововенцев гениями.
В «Учении о гармонии» (1911) Шёнберг утверждал, что художнику (музыканту) вполне достаточно следовать своему внутреннему импульсу, это является гарантией правдивости и прогрессивности искусства.
С Нововенской школы музыка пошла навстречу иному толкованию самой музыки: духовность, хаос, противоречия пытаются быть ограничены, находиться под контролем творчества. Композиторы по-новому испытывают ощущение правды жизни, пытаясь преодолеть инертность восприятия, развеять иллюзии.
Лучшие произведения нововенцев (прежде всего Берга) были восприняты общественностью как проявления социального и нравственного критицизма. Конфликт в творчестве нововенцев проявился в ограничении мировоззрения авторов и одновременной радикализации принятия творческих решений, к взрыву творческих традиций. Школа нововенцев явилась для тех лет наиболее радикальной. Музыка не знала прежде столь решительных отказов от исторически сложившихся основ этого искусства. Что поставило нововенцев в особое, исключительное положение. Стилистические искания нововенцев были тесно связаны с потребностями времени – это отражало сложную ситуацию эпохи.
Стиль, сложившийся в русле нововенской школы – жестко экспрессивный, аскетичный, абстрагированный от всего «слишком человечного». Реформа Шёнберга установила курс на ликвидацию основ музыки, их замену. Например: теперь все романтическое воспринималось как нетерпимо благодушное, тривиальное и к тому же ложное.
Интонация остается осмысленной, а музыка стала сама собой (!), обрела новые возможности; на первый план выходят отдельные созвучия. Все эти последствия реформы Шёнберга не могли не отразиться на творчестве композиторов-нововенцев. Несмотря на ряд негативных последствий реформы Шёнберга, были созданы выдающиеся произведения.
Наиболее яркой направленностью в нововенской школе явился элемент критицизма, а также бунт против массивной традиционности искусства. Живая творческая мысль, попытка изменить природу музыки, ее интонационность, комбинацию звуков – вот те тенденции, которые определили музыкальную направленность нововенцев, явились признаками прогресса. Это своеобразная «математика против чувств». Шёнбергу и его последователям (в частности Бергу) казалось, что найден ключ к решению всех музыкально-стилистических проблем и что именно по их пути пойдет музыка будущего. Композиторская практика ХХ века не оправдала этих надежд.
Главная заслуга нововенцев по сравнению с другими музыкальными школами ХХ века – это изобретение новой тональности и уничтожение упорядоченной мелодии. Трудно сказать, что потеряла или приобрела музыка, лишенная тональных опор. Во всяком случае, новая музыка ХХ века освобождена от классических, «догматических» установок прошлых эпох.