Библиотека > Искусство >
Первобытная культура и проблема происхождения искусства
Первобытная культура
1) самый древний тип культуры, определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории;
2) первобытной, архаичной может быть культура живущих "рядом" с нами народов, высокомерно
называемой некоторыми примитивной;
3) древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры,
которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.
Отношение к первобытной культуре может быть различным. Еще в древности родилась
традиция отождествлять первобытность с некультурностью. Афинский оратор Исократ,
живший в V-VI вв. до н.э., полагал, что само слово "эллин" является обозначением культуры,
а не происхождения. С тех пор эта традиция не исчезла, а слово "первобытный" часто употребляют
для обозначения неразвитости, отсталости и т.д.
Однако не нужно забывать, что высокие достижения мировой культуры существуют на основе
первобытной культуры. Цивилизация стала возможной потому, что параллельно с ней шел процесс
разрушения первобытной культуры. Поэтому можно сказать, что деление культур на планете на
развитые и неразвитые означает деление человечества в целом на "эксплуататоров" и "эксплуатируемых".
Первобытность - это первое бытие. Разложение первобытной культуры - это разложение основ культуры,
которое распространяется и на всю культуру. Сохранить ее может только культурное, т.е. почтительное и
бережное, отношение к ее основам.
Известный культуролог и антрополог Дж. Фрэзер писал:
...в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью чтить, многие, если
не большинство, были первобытными людьми. В конечном счете мы не так уж отличаемся от этих людей, и
многим из того истинного и полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам,
накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления, которые мы склонны рассматривать
как нечто самобытное и интуитивно данное .
Первобытное искусство - искусство эпохи первобытнообщинного строя. Возникло в позднем палеолите
(ок. 30 го тыс. до н. э.) и отражало образ жизни и воззрения первобыт. охотников (примитивные жилища,
полные жизни и движений пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов
неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки, изображения стали передавать
отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпоху неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта,
Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с
земледельческой мифологией, орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов
бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и
Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. Поздние этапы П. и. связаны с разложением
первобыт. строя.
Особенностью первобытной культуры является прежде всего то, что она, образно говоря, скроена по мерке самого
человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был
ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных
органов, в определенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого крута стоял человек - их создатель.
Первобытная история, как и культура, имела еще одну особенность - примитивный коллективизм.
Взгляды на происхождение искусства
Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском учении происхождение искусства
объясняется трудовой деятельностью. Г.В. Плеханов писал по этому поводу, что искусство - дитя труда, а не игры.
Согласно иным взглядам, искусство связано с религией. Магия охоты и магия плодородия находили отражение в
деятельности первобытных художников, где образам искусства придавалось значение заклинания, а не наслаждения.
Такая точка зрения во многом основана на том, что первобытные художники делали изображения в потаенных местах
пещер, в темных камерах и коридорах, на значительном отдалении от входа, где и два человека не могли разойтись.
Это объясняют желанием создать вокруг настенных изображений атмосферу тайны, естественную для магических действий.
Существуют также традиция связывать происхождение искусства с игровой деятельностью. Давно было замечено, что
первобытные изображения постепенно становились менее реалистичными, более условными. Но для игры как раз и характерно
создание человеком в условном пространстве и времени порядка, который определяется им самим. Играющий человек
выражает себя в условно независимом, свободном состоянии, в состоянии незаинтересованности по отношению ко всему,
что не связано с игрой. Отсутствие внешней, посторонней цели, когда целью становится сама деятельность, роднит
искусство и игру. В книге "Утро искусства" академик А.П. Окладников писал, что у первобытных художников была лишь
потребность в материализованном выражении внутренних переживаний, чувств и идей, творческой фантазии.
Не исключено, что первобытные художники, проникавшие в потаенные места пещер, делали это не для магии, а чтобы
избежать свидетелей своего творчества, которое могло казаться со стороны пустым, непонятным и из-за этого, может быть,
вредным занятием. Некоторые ученые связывают с игрой не только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в ее
истоках игру. Такой подход характерен для философской герменевтики. Г. Гадамер,
рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии языка.
Еще более показательны в этом отношении взгляды голландского историка культуры И. Хойзинги (иногда пишется Хейзинга).
В своей книге "Человек играющий. Попытка определения игрового элемента в культуре" (1938) он универсализировал понятие игры,
к которой свел все многообразие человеческой деятельности и рассматривал ее как основной источник и высшее проявление
человеческой культуры. Чем ближе культура к архетипам, т.е. чем более она первобытна, тем более она игра; но отдаляясь
от своих истоков, подобно тому как человек отдаляется от своего детства, культура утрачивает игровое начало.
Конечно, любая теория, в которой происхождение искусства, равно как и культуры, сводится к трудовой или игровой
деятельности, к магии, не бесспорна. Естественно, что создание любой культурной ценности - это труд. Но разве игра -
не труд? Что может быть серьезнее для ребенка, чем игра? Но и труд вполне взрослого человека, когда он сам по себе
доставляет ему радость и удовлетворение, мало чем отличается от игры. Наконец, разве культура и искусство не оказывают
магического воздействия, внушая нам мысли и чувства или пробуждая желания, которые без них у нас бы просто не возникли?
В вопросе о происхождении искусства важно понять не столько причину, сколько цели, которые преследовал первобытный
художник, создавая изображения. Ясно, что они могли быть разными, что сами изображения потом использовались с различными
целями. Но если художник, как писал А.П. Окладников, удовлетворял свою потребность в материализованном выражении внутренних
переживаний, которые для него были идеальны, то целью его творчества служило изображение идеала. Если для культуры в целом
характерно постоянное несовпадение целей и идеалов, то в начальной стадии культуры это совпадение
все же происходило в силу синкретического характера первобытной культурной деятельности.