Конституция Бельгии |
<----- Вернуться на главную страницу библиотеки <----- Оглавление частей конституции Скачать весь текст конституции в формате Word (176Kb) Ч.3. О властях Ст. 33 Все власти исходят от нации. Они
осуществляются в порядке, установленном
Конституцией. Ст. 35 Федеральный орган имеет
компетенцию только в вопросах, которые
закреплены в Конституции и законах, принятых на
ее основании. Переходное положение Закон, предусмотренный вторым абзацем,
определяет срок, в течение которого настоящая
статья вступает в силу. Этот срок не может
превышать срока вступления в силу новой статьи,
вводимой в раздел III Конституции, определяющей
исключительные полномочия федерального органа. Ст. 39 Закон наделяет региональные представительные органы регламентарной компетенцией по определенным предметам ведения и согласно порядку, им установленному, за исключением вопросов, указанных в статьях 30, 127—129. Ст. 40 Судебная власть осуществляется судами и трибуналами. Постановления и приговоры приводятся в исполнение именем Короля. Ст. 41 Исключительно коммунальные или провинциальные интересы регулируются коммунальными или провинциальными советами в соответствии с принципами, установленными Конституцией.рядку, им установленному, за исключением вопросов, указанных в статьях 30, 127—129. Ст. 40 Судебная власть осуществляется судами и трибуналами. Постановления и приговоры приводятся в исполнение именем Короля. Ст. 41 Исключительно коммунальные или провинциальные интересы регулируются коммунальными или провинциальными советами в соответствии с принципами, установленными Конституцией. Гл.1. О федеральных палатах Ст. 42 Члены обеих палат представляют нацию, а не только тех, кто их избрал. Ст. 43 § 1. В случаях, определенных Конституцией, избранные члены каждой палаты подразделяются установленным законом способом на французскую и нидерландскую лингвистические группы. § 2. Сенаторы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 7 статьи 67, образуют французскую лингвистическую группу Сената. Сенаторы, указанные в пунктах 1, 3 и 6 статьи 67, образуют нидерландскую лингвистическую группу Сената. Ст. 44 Палаты собираются ежегодно, во второй вторник октября, если только Король не собирет их ранее. Палаты собираются ежегодно не менее чем на сорок дней. Король объявляет закрытие сессии. Король имеет право на внеочередной созыв палат. Ст. 45 Король может продлить работу палат. Однако это продление не может превышать срока в один месяц и не может быть возобновлено в течение той же сессии без согласия палат. Ст. 46 Король вправе распустить Палату представителей, только когда последняя абсолютным большинством своих членов: 1°. либо отклоняет вотум доверия Федеральному правительству и не предложит Королю в трехмесячный срок со дня отклонения вотума кандидатуру преемника Премьер-министра; 2°. либо принимает вотум недоверия Федеральному правительству и одновременно не предложит Королю кандидатуру преемника Премьер-министра. Вотумы доверия и недоверия могут быть проголосованы только в течение сорока восьми часов с момента внесения. Кроме того, Король может в случае отставки Федерального правительства распустить Палату представителей с ее согласия, выраженного абсолютным большинством ее членов. Роспуск Палаты представителей влечет за собой роспуск Сената. Акт о роспуске означает созыв избирателей в течение сорока дней и Палаты представителей в двухмесячный срок. Ст. 47 Заседания палат публичны. Однако каждая палата преобразуется в секретный комитет по требованию ее председателя или 10 членов. Затем она решает абсолютным большинством, должно ли заседание по тому же вопросу быть возобновлено публично. Ст. 48 Каждая палата проверяет полномочия своих членов и разрешает споры, возникающие по этому поводу. Ст. 49 Нельзя быть одновременно членом обеих палат. Ст. 50 Член одной из двух палат, назначенный Королем министром и принявший это назначение, перестает участвовать в заседаниях палаты и возобновляет свой мандат по прекращению Королем его функций министра. Закон определяет способы его замещения в соответствующей палате. Ст. 51 Член одной из двух палат, назначенный федеральным правительством на какую-либо оплачиваемую должность, за исключением должности министра, и принявший это назначение, немедленно перестает участвовать в работе палаты и возобновляет свои функции лишь в силу нового избрания. Ст. 52 На каждую сессию каждая палата назначает председателя, его заместителей и создает бюро. Ст. 53 Любое решение принимается абсолютным большинством голосов, за исключением, установленным регламентами палат, в отношении выборов и представления кандидатов. В случае разделения голосов предложение, поставленное на голосование, отклоняется. Ни одна из палат не может принимать решения, если не собралось большинство ее членов. Ст. 54 Мотивированной резолюцией, подписанной не менее чем тремя четвертями членов одной из лингвистических групп и представленной после внесения доклада, перед окончательным голосованием в публичном заседании, может быть объявлено, что положения указанного в резолюции законопроекта или предложения закона, за исключением законов о бюджете, а также законов, которые принимаются квалифицированным большинством, способны нанести серьезный ущерб отношениям между сообществами. В этом случае парламентская процедура приостанавливается, и резолюция передается в Совет министров, который в тридцатидневный срок представляет свое заключение на резолюцию либо на законопроект или предложение закона с возможными поправками. Эта процедура может быть применена не более одного раза членами одной лингвистической группы в отношении одного и того же законопроекта или предложения закона. Ст. 55 Голосование проводится путем вставания или поименным голосованием; голосование законов в целом проводится всегда поименным голосованием. Выдвижение и выборы кандидатов проводятся тайным голосованием. Ст. 56 Каждая палата имеет право проводить расследования. Ст. 57 Запрещено лично вносить петиции в палаты от своего имени. Каждая палата имеет право отсылать министрам петиции, которые были ей адресованы. Министры обязаны давать объяснения по поводу их содержания всякий раз, когда того потребует палата. Ст. 58 Ни один член той или иной палаты не может подвергаться преследованию или задержанию в связи с высказанными им мнениями и голосованием при осуществлении своих функций. Ст. 59 Ни один член той или иной палаты не может быть в течение сессии подвергнут преследованию или аресту за наказуемые деяния иначе как с разрешения палаты, в которую он входит, за исключением случаев задержания с поличным на месте преступления. Никакое заключение под стражу за долги не может применяться к члену той или иной палаты в течение сессии иначе как с ее разрешения. Задержание или преследование члена той или иной палаты приостанавливается в период сессии, если палата того потребует. Ст. 60 Каждая палата определяет регламент, следуя которому она осуществляет свои полномочия. Раздел I. О Палате представителей Ст. 61 Члены Палаты представителей избираются непосредственно гражданами, достигшими восемнадцатилетнего возраста и не подпадающими ни под один из исключительных случаев, предусмотренных законодательством. Каждый избиратель имеет право только на один голос. Ст. 62 Создание избирательных коллегий регулируется законом. Выборы проводятся по системе пропорционального представительства, устанавливаемой законом. Голосование является обязательным и тайным. Оно проводится в коммуне, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством. Ст. 63 § 1. Палата представителей состоит из ста пятидесяти членов. § 2. Количество мест избирательного округа в Палате определяется путем деления численности населения Королевства на сто пятьдесят и последующего деления численности населения округа на полученную цифру. Оставшиеся места достаются избирательным округам, имеющим самый большой остаток еще не представленного населения. § 3. Распределение членов Палаты представителей между избирательными округами приводится Королем в соответствии с населением. Численность населения каждого избирательного округа устанавливается каждые десять лет путем переписи населения или иным способом, определяемым законодательством. Король публикует ее результаты в течение шести месяцев. Через три месяца после этой публикации Король определяет количество мест, выделяемых каждому избирательному округу. Новое распределение применяется начиная со следующих всеобщих выборов. § 4. Закон определяет избирательные округа; он определяет также условия пользования активным избирательным правом и проведения избирательных операций. Ст. 64 Чтобы быть избранным, необходимо: 1°. быть бельгийцем; 2°. пользоваться гражданскими и политическими правами; 3°. достигнуть 25-летнего возраста; 4°. проживать в Бельгии. Никакое иное условие для избрания требоваться не может. Ст. 65 Члены Палаты представителей избираются на четыре года. Палата обновляется каждые четыре года. Ст. 66 Каждому члену Палаты представителей выплачивается ежегодное вознаграждение в 12000 франков. Кроме того, он имеет право свободно пользоваться всеми транспортными средствами, эксплуатируемыми государством или отданными им в концессию. Закон определяет транспортные средства, помимо вышеуказанных, которыми представители могут пользоваться бесплатно. Одно годовое вознаграждение, включаемое в средства, предназначенные на покрытие расходов Палаты представителей, может быть выделено председателю этой палаты. Палата представителей определяет размер удержаний, которые могут делаться из вознаграждения в пенсионные кассы и кассы по страхованию увольнения, которые она сочтет нужным учредить. Раздел II. О Сенате Ст. 67 § 1. Независимо от статьи 72, Сенат состоит из 71 сенатора, в их числе: 1°. двадцать пять сенаторов, избираемых в соответствии со статьей 61 нидерландской избирательной коллегией; 2°. пятнадцать сенаторов, избираемых в соответствии со статьей 61 французской избирательной коллегией; 3°. десять сенаторов, назначаемых советом Фламандского сообщества, выдвигаемых советом из своего состава; 4°. десять сенаторов, назначаемых советом Французского сообщества из своего состава; 5°. одного сенатора, назначаемого советом Германоязычного сообщества из своего состава; 6°. шести сенаторов, назначаемых сенаторами, указанными в пунктах 1 и 5; 7°. четырех сенаторов, назначаемых сенаторами, указанными в пунктах 2 и 6. § 2. По меньшей мере один из сенаторов, указанных в пунктах 1, 3 и 6 параграфа 1, должен проживать на день выборов в двуязычном регионе Брюссель-столица. Не менее десяти сенаторов, указанных в пунктах 2, 4 и 7 параграфа 1, должны проживать на день выборов в двуязычном регионе Брюссель-столица. Если по меньшей мере четверо из сенаторов, указанных в пункте 2 параграфа 1, не проживают на день выборов в двуязычном регионе Брюссель-столица, то не менее двух сенаторов, указанных в пункте 4 параграфа 1, должны проживать на день выборов в двуязычном регионе Брюссель-столица. Ст. 68 § 1. Общее число сенаторов, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4, б и 7 параграфа 1 статьи 67, распределяется в каждой лингвистической группе в зависимости от количества избирательных списков по выборам сенаторов, указанных в пунктах 1 и 2 параграфа 1 статьи 67, следуя системе пропорционального представительства, которая определяется законом. При назначении сенаторов, указанных в пунктах 3 и 4 параграфа 1 статьи 67, принимаются во внимание только списки, на основании которых по крайней мере один сенатор, указанный в пунктах 1 и 2 параграфа 1 статьи 67, был избран независимо от того, достаточное ли число членов было избрано по этим спискам соответственно из состава совета Фламандского сообщества или совета Французского сообщества. При назначении сенаторов, указанных в пунктах 6 и 7 параграфа 1 статьи 67, принимаются во внимание единственно списки, по которым по крайней мере один сенатор, указанный в пунктах 1 и 2 статьи 67, был избран. § 2. При избрании сенаторов, указанных в пунктах 1 и 2 параграфа 1 статьи 67, голосование является обязательным и тайным. Оно проводится в коммуне, за исключением случаев, установленных законом. § 3. Для избрания сенаторов, указанных в пунктах 1 и 2 параграфа 1 статьи 67, закон определяет избирательные округа и состав избирательных коллегий; кроме того, он определяет условия, необходимые для избрания, а также проведения избирательных операций. Закон регулирует назначение сенаторов, указанных в пунктах 1 и 2 параграфа 1 статьи 67, за исключением способов назначения на основании закона, принятого большинством, предусмотренным последним абзацем статьи 4, которые регулируются декретом советов сообщества в пределах их компетенции. Этот декрет должен быть принят большинством в две трети поданных голосов, при условии наличия большинства членов соответствующего совета. Сенатор, указанный в пункте 5 параграфа 1 статьи 67, назначается советом Германоязычного сообщества абсолютным большинством поданных голосов. Закон регулирует назначение сенаторов, указанных в пунктах 6 и 7 параграфа 1 статьи 67. Ст. 69 Для избрания или назначения сенатором необходимо: 1°. быть бельгийцем; 2°. пользоваться гражданскими и политическими правами; 3°. достигнуть 25-летнего возраста; 4°. проживать в Бельгии. Ст. 70 Сенаторы, указанные в пунктах 1 и 2 параграфа 1 статьи 67, избираются на четыре года, сенаторы, указанные в пунктах 6 и 7 параграфа 1 статьи 67, назначаются на четыре года. Сенат полностью обновляется каждые четыре года. Выборы сенаторов, указанных в пунктах 1 и 2 параграфа 1 статьи 67, совпадают с выборами Палаты представителей. Ст. 71 Сенаторы не получают жалованья. Однако они имеют право на возмещение своих расходов; это возмещение установлено в четыре тысячи франков в год. Кроме того, они имеют право свободно пользоваться всеми путями сообщения, эксплуатируемыми государством или отданными им в концессию. Закон определяет транспортные средства, помимо вышеуказанных, которыми они могут пользоваться бесплатно. Ст. 72 Дети короля, а в случае их отсутствия — родственники королевской фамилии по нисходящей линии, которая призвана править, являются по праву сенаторами с восемнадцатилетнего возраста. Они получают решающий голос только с двадцати одного года. Они не учитываются при определении кворума присутствующих. Ст. 73 Любое собрание Сената, которое состоится не во время сессии Палаты представителей, лишено законной силы. Гл.2. О федеральной законодательной власти Ст. 74 В отступление от статьи 36 федеральная законодательная власть осуществляется совместно Королем и Палатой представителей в: 1°. даровании натурализации; 2°. законодательстве, касающемся гражданской и уголовной ответственности министров Короля; 3°. бюджетах и счетах государства, независимо от последней фразы абзаца 1 статьи 174; 4°. определении армейского контингента. Ст. 75 Право инициативы принадлежит каждой из ветвей федеральной законодательной власти. Кроме вопросов, указанных в статье 77, законопроекты, подлежащие рассмотрению в палатах по инициативе Короля, подаются в Палату представителей, а затем передаются в Сенат. Законопроекты об одобрении договоров, подлежащие рассмотрению в Палатах по инициативе Короля, вносятся в Сенат, а затем передаются в Палату представителей. Ст. 76 Законопроект может быть принят Палатой представителей только после постатейного голосования. Палаты имеют право изменять и разделять статьи и предложенные поправки. Ст. 77 Палата представителей и Сенат компетентны на основе равенства в: 1°. заявлении о пересмотре Конституции и самом пересмотре Конституции; 2°. предметах ведения, которые должны быть урегулированы обеими палатами в силу Конституции; 3°. законах, указанных в статьях 5, 39, 43, 50, 68, 71, 82, 115, 117, 118, 121,123,127—131,135—137,140—143, 145, 146, 163, 165,166, абзаце З параграфа 1, и параграфах 4 и 5 статьи 167, статье 169, абзаце 2 параграфа 2, абзацах 2 и 3 параграфа 3, абзаце 2 параграфа 4 статьи 170 и статьях 175—177, а также законы принятые во исполнение вышеуказанных законов и статей; 4°. законах, принятых большинством, предусмотренным последним абзацем статьи 4, а также законов, принятых в их исполнение; 5°. законах, указанных в статье 34; 6°. законах об одобрении договоров; 7°. законах, принятых в соответствии со статьей 169 для гарантии соблюдения международных и наднациональных обязательств; 8°. законах, касающихся Государственного совета; 9°. организации судов и трибуналов; 10°. законах об одобрении соглашений о сотрудничестве, заключенных между Государством, коммунами и регионами. Закон, принятый большинством, предусмотренным последним абзацем статьи 4, может установить иные законы, в принятии которых Палата представителей и Сенат компетентны на основе равенства. Ст. 78 Законопроект, касающийся иных предметов ведения, кроме тех, которые указаны в статьях 74 и 78, и принятый Палатой представителей, передается в Сенат. По требованию не менее пятнадцати своих членов Сенат рассматривает законопроект. Это требование должно быть сформулировано в пятнадцатидневный срок с момента получения законопроекта. Сенат может в срок, не превышающий шестьдесят дней: — решить, что законопроект не нуждается в изменениях; — принять законопроект после внесения в него поправок. Если Сенат не принял решение в установленный срок или если он ознакомил Палату представителей со своим решением об оставлении законопроекта без изменений, последний передается Палатой представителей Королю. Если проект был изменен, Сенат передает его Палате представителей, которая высказывается окончательно, либо принимая его, либо полностью или частично отклоняя поправки, принятые Сенатом. Ст. 79 Если в случае рассмотрения, предусмотренного последним абзацем статьи 78, Палата представителей принимает новую поправку, законопроект отсылается в Сенат, который высказывается по измененному проекту. Сенат может в срок, не превышающий пятнадцати дней: — принять решение присоединиться к проекту, измененному Палатой представителей; — принять проект после внесения в него новых поправок. Если Сенат не принял решение в установленный срок или если он ознакомил Палату представителей со своим решением присоединиться к проекту, проголосованному Палатой представителей, последняя передает его Королю. Если проект был вновь изменен, Сенат передает его в Палату представителей, которая окончательно высказывается, либо принимая, либо изменяя законопроект. Ст. 80 Если во время внесения законопроекта, указанного в статье 78, Федеральное правительство потребует срочного рассмотрения, парламентская согласительная комиссия, указанная в статье 82, определяет сроки, в которые Сенат должен высказаться. При отсутствии согласия в самой комиссии, срок представления Сенатом откладывается на семь дней и срок рассмотрения, указанный в абзаце 3 статьи 78, — на тридцать дней. Ст. 81 Если Сенат в силу своего права инициативы одобряет предложение закона по вопросам, указанным в статье 78, законопроект передается в палату представителей. В срок, не превышающий шестидесяти дней, Палата представителей высказывается окончательно, либо отклоняя, либо принимая законопроект. Если Палата представителей вносит поправки в законопроект, последний отсылается в Сенат, который принимает решение в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 79. В случае применения абзаца 3 статьи 79 палата выносит решение в пятнадцатидневный срок. Если палата не приняла решение в сроки, предписанные абзацами 2 и 4, парламентская согласительная комиссия, указанная в статье 82, собирается в пятнадцатидневный срок и устанавливает время, в течение которого палата должна высказаться. В случае разногласий в самой комиссии, палата должна высказаться в течение шестидесяти дней. Ст. 82 Парламентская согласительная комиссия, состоящая на паритетных началах из членов Палаты представителей и Сената, урегулирует конфликты в сфере компетенции между обеими палатами, и может при общем согласии продлить в любой момент сроки рассмотрения законопроектов, предусмотренные статьями 78—81. В отсутствие большинства в обеих группах представителей палат, составляющих комиссию, последняя выносит решение двумя третями голосов своих членов. Закон определяет состав и порядок деятельности комиссии, а также способ исчисления сроков, перечисленных в статьях 78—81. Ст. 83 Любое предложение закона и любой законопроект уточняет, что речь идет в нем о предмете ведения, указанном в статье 74, в статье 77 или в статье 78. Ст. 84 Официальное толкование законов осуществляется только законом. Гл.3. О Короле и федеральном правительстве Раздел I. О Короле Ст. 85 Конституционные полномочия Короля наследственны в прямом, природном и законном потомстве Его Величества Леопольда-Георга-Христиана-Фредерика Саксен-Кобургского в порядке первородства. Лишается своих прав на трон наследник, указанный в первом абзаце, женившийся без согласия Короля или тех, кто за отсутствием Короля осуществляет королевские правомочия в предусмотренных Конституцией случаях. Однако он может быть восстановлен в своих правах Королем или теми, кто за вакантностью королевского трона осуществляет его правомочия в предусмотренных Конституцией случаях, но при условии согласия обеих палат. Ст. 86 При отсутствии потомства Его Величества Леопольда-Георга-Христиана-Фредерика Саксен-Кобургского Король может назначить своего преемника с согласия палат в порядке, предписанном статьей 87. Если назначение в указанном порядке не состоится, трон будет вакантным. Ст. 87 Король не может быть одновременно главой другого государства без согласия обеих палат. Ни одна из палат не может обсуждать этот вопрос, если не присутствуют по меньшей мере две трети членов, входящих в ее состав, а решение принимается только при подаче за него не менее двух третей голосов. Ст. 88 Особа Короля неприкосновенна; его министры ответственны. Ст. 89 Закон устанавливает цивильный лист на период каждого правления. Ст. 90 В случае смерти Короля палаты собираются без созыва не позднее 10 дней после его кончины. Если палаты были перед этим распущены, а созыв был назначен в акте о роспуске на время, следующее за десятым днем, бывшие члены палат возобновляют свои полномочия вплоть до собрания тех, кто их должен заменить. Со дня смерти Короля и до принесения присяги его преемником на троне или Регентом, конституционные полномочия Короля осуществляются от имени бельгийского народа ответственными министрами, объединившимися в совет. Ст. 91 Король является совершеннолетним по достижении им двадцати одного года. Король вступает на трон после торжественного принесения перед собранием обеих палат следующей присяги: "Клянусь соблюдать Конституцию и законы бельгийского народа, обеспечивать национальную независимость и территориальную целостность". Ст. 92 Если в случае смерти Короля его преемник оказывается несовершеннолетним, то обе палаты объединяются в единую ассамблею для установления регентства и опеки. Ст. 93 Если Король оказывается не в состоянии править, то министры, констатировав эту невозможность, немедленно созывают палаты. Их задача состоит в установлении опеки или регентства собранием палат. Ст. 94 Регентство может быть доверено только одному лицу. Регент приступает к исполнению своих функций только после принесения присяги, предписанной статьей 91. Ст. 95 В случае вакантности трона палаты на совместном заседании устанавливают временное регентство до собрания полностью обновленных палат; это заседание проводится не позднее двух месяцев. Новые палаты на совместном заседании окончательно решают вопрос о вакантности. Раздел II. О Федеральном правительстве Ст. 96 Король назначает и увольняет своих министров. Федеральное правительство обращается к Королю с просьбой об отставке, если Палата представителей абсолютным большинством своих членов принимает вотум недоверия, предлагая Королю назначение преемникаПремьер-министра или предлагает Королю назначение преемника Премьер-министра в течение трех дней после отклонения вотума доверия. Король назначает Премьер-министром предложенного преемника, который приступает к исполнению своих обязанностей с момента принесения присяги новым Федеральным правительством. Ст. 97 Только бельгийцы могут быть министрами. Ст. 98 Никто из членов королевской фамилии не может быть министром. Ст. 99 Совет министров включает не более 15 членов. За возможным исключением Премьер-министра, Совет министров состоит в равном количестве из министров, изъясняющихся на французском языке, и министров, изъясняющихся на нидерландском языке. Ст. 100 Министры имеют право доступа в каждую из палат, и должны быть заслушаны, когда они того потребуют. Палата представителей может требовать присутствия министров. Сенат может требовать их присутствия при обсуждении законопроектов или предложений законов, указанных в статье 77 или законопроектов, указанных в статье 78 или при осуществлении своего права на расследование, указанного в статье 56. По иным вопросам, можно просить их присутствия. Ст.101 Министры ответственны перед Палатой представителей. Никто из министров не может преследоваться или разыскиваться за мнения, высказываемые им при исполнении своих обязанностей. Ст. 102 Устный или письменный приказ Короля ни в коем случае не может освобождать министра от ответственности. Ст. 103 Палата представителей имеет право возбуждать обвинение против министров и предавать их Кассационному суду, который единственно имеет право их судить заседанием объединенных палат, за исключением, которое предписано законом в отношении гражданского иска потерпевшей стороны и преступлений и деликтов, которые могли быть совершены министрами не при исполнении своих обязанностей. Закон определяет случаи, в которых министры несут ответственность, наказания, налагаемые на них, и порядок производства дел против министров либо по обвинению, предъявленному Палатой представителей, либо по иску потерпевшей стороны. Переходное положение До появления закона, указанного в абзаце 2, Палата представителей будет иметь дискреционную власть в обвинении министра, а Кассационный суд — в его осуждении в случаях, определенных уголовным законодательством, и в применении наказаний, которое им предусмотрено. Ст. 104 Король назначает и увольняет федеральных государственных секретарей. Последние являются членами Федерального правительства. Они не входят в состав Совета министров и являются заместителями министра. Король определяет их полномочия и пределы, в которых они могут получать право контрасигнации. Конституционные положения, касающиеся министров, за исключением абзаца 2 статьи 90, статей 95 и 99, применимы к федеральным государственным секретарям. Раздел III. Компетенция Ст. 105 Король не имеет иных полномочий, кроме тех, которые формально возложены на него Конституцией и особыми законами, принимаемыми в силу Конституции. Ст. 106 Никакой акт Короля не может иметь силы, если он не контрасигнован министром, который тем самым несет за него ответственность. Ст. 107 Король присваивает воинские звания. Он назначает на должности по общему управлению и внешним сношениям, за исключением установленных законом случаев. Он назначает на другие должности только в силу специального предписания закона. Ст. 108 Король принимает регламенты и постановления, необходимые для исполнения закона; он ни в коей мере не правомочен ни приостанавливать сами законы, ни освобождать от их исполнения. Ст. 109 Король утверждает и промульгирует законы. Ст.110 Король имеет право приостанавливать или смягчать назначенные судьями наказания, за исключением решений, вынесенных относительно министров и членов правительств сообщества и региона. Ст. 111 Король может помиловать министра или члена правительства сообщества или региона, осужденного Кассационным судом, только по просьбе Палаты представителей или соответствующего Совета. Ст. 112 Король имеет право чеканить монету во исполнение закона. Ст.113 Король имеет право жаловать дворянские титулы, ни в коем случае не связывая с ними какие-либо привилегии. Ст.114 Король жалует военные ордена, соблюдая при этом предписания закона. Гл.4. Сообщества и регионы
Раздел I. Об органах
Раздел I. О предупреждении конфликтов
в сфере компетенции
Ст.144 Споры, предметом которых являются гражданские права, относятся исключительно к компетенции судов. Ст. 145 Споры, предметом которых являются политические права, относятся к компетенции судов, за исключением случаев, установленных законом. Ст. 146 Никакой суд, никакое судебное разрешение тяжбы не могут быть установлены иначе как в силу закона. Ни под каким названием не могут создаваться чрезвычайные комиссии или суды. Ст. 147 Для всей Бельгии существует один Кассационный суд. Этот Суд не рассматривает дел по существу, за исключением осуждения министров и членов правительств сообщества и региона. Ст. 148 Заседания судов публичны, если только их публичность не представляет опасности для порядка или нравов; в таком случае суд объявляет об этом своим решением. По делам о политических преступлениях и преступлениях прессы, решение о закрытости заседания может быть принято только единогласно. Ст. 149 Любое судебное решение является мотивированным. Оно объявляется в публичном заседании. Ст.150 Суд присяжных установлен по всем уголовным делам, политическим преступлениям и преступлениям прессы. Ст. 151 Мировые судьи и судьи трибуналов назначаются непосредственно Королем. Советники апелляционных судов и председатели и заместители председателей судов первой инстанции в пределах их подсудности назначаются Королем по двум сдвоенным спискам, представляемым: один — этими судами, другой в зависимости от обстоятельств — провинциальными советами и советом региона Брюссель-столица. Советники Кассационного суда назначаются Королем по двум сдвоенным спискам, представляемым: один — Кассационным судом, другой поочередно Палатой представителей и Сенатом. В обоих случаях кандидаты, внесенные в один список, могут быть также внесены в другой список. Все представления проводятся публично, по крайней мере за пятнадцать дней до назначения. Суды избирают из своего состава председателей и их заместителей. Ст. 152 Судьи назначаются пожизненно. Они уходят в отставку по достижении установленного законом возраста и получают пенсию, предусмотренную законом. Никакой судья не может быть отправлен в отставку или отстранен от должности иначе как по судебному решению. Перемещение судьи может иметь место только в связи с новым назначением и с его согласия. Ст. 153 Король назначает и увольняет чиновников прокуратуры при судах и трибуналах. Ст. 154 Жалованье членов судебного ведомства устанавливается законом. Ст.155 Никакой судья не может оказывать правительству оплачиваемые услуги, если только он не делает это безвозмездно и лишь в случаях, предусмотренных законом о несовместимости. Ст. 156 В Бельгии существует пять апелляционных судов: 1°. суд Брюсселя, юрисдикция которого распространяется на провинции валлонский Брабант, фламандский Брабант и регион Брюссель-столица; 2°. суд Гента, юрисдикция которого распространяется на провинции Западная Фландрия и Восточная Фландрия; 3°. суд Антверпена, юрисдикция которого распространяется на провинции Антверпен и Лимбург; 4°. суд Льежа, юрисдикция которого распространяется на провинции Льеж, Намюр и Люксембург; 5°. суд Монса, юрисдикция которого распространяется на провинцию Экс. Ст. 157 Отдельные законы регулируют устройство военных трибуналов, их полномочия, права и обязанности членов этих трибуналов и срок их пребывания в должности. Существуют коммерческие трибуналы в местах, определенных законом. Он определяет их устройство, их полномочия, порядок назначения их членов и срок пребывания в должности. Закон определяет также устройство судебных учреждений по трудовому праву, их полномочия, порядок назначения и срок пребывания в должности их членов. Ст. 158 Кассационный суд выносит решения по поводу конфликтов в сфере компетенции в соответствии с порядком, установленным законом. Ст. 159 Трибуналы и суды применяют общие, провинциальные и местные постановления только в том случае, если они соответствуют законам. Гл.7. О Государственном совете и административных судебных органах
Ст. 160
Ст. 162 Провинциальные и коммунальные учреждения регулируются законом. Закон закрепляет применение следующих принципов: 1°. прямые выборы членов провинциальных и коммунальных советов; 2°. предоставление в ведение провинциальных и коммунальных советов всех вопросов, которые входят в круг провинциальных и коммунальных интересов, без утверждения их актов, в случаях и в порядке, определяемых законом. 3°. децентрализация полномочий в пользу провинциальных и коммунальных учреждений; 4°. гласность заседаний провинциальных и коммунальных учреждений в установленных законом пределах; 5°. гласность бюджетов и отчетов; б°, вмешательство органов государственного надзора или федеральной законодательной власти в целях недопущения нарушения закона или нанесения ущерба общегосударственным интересам. Во исполнение закона, принятого большинством голосов, предусмотренным последним абзацем статьи 4, организация и осуществление административного надзора могут быть урегулированы советами сообщества или региона. Во исполнение закона, принятого большинством голосов, предусмотренным последним абзацем статьи 4, декрет или норма, указанные в статье 134, регулируют условия и порядок, согласно которым несколько провинций или коммун могут договариваться или объединяться. Однако нескольким провинциальным советам или нескольким коммунальным советам не может быть разрешено принятие совместных решений. Ст.163 Полномочия, реализуемые в Валлонском и Фламандском регионах выборными провинциальными органами, осуществляются в двуязычном регионе Брюссель-столица Французским и Фламандским сообществами и Совместной комиссией сообществ — в том, что касается вопросов, вытекающих из их полномочий согласно статьям 127 и 128, и регионом Брюссель-столица — в том, что касается иных вопросов. Кроме того, закон, принимаемый большинством, предусмотренным последним абзацем статьи 4, регулирует способы, согласно которым Регион Брюссель-столица или любое учреждение, члены которого им назначены, осуществляет свои полномочия, указанные в первой части, которые не касаются вопросов, отмеченных в статье 39. Закон, принимаемый тем же большинством, регулирует предоставление учреждениям, предусмотренным в статье 136, полностью или частично полномочий, указанных в первой части, которые вытекают из вопросов, отмеченных в статьях 127 и 128. Ст. 164 Регистрация актов гражданского состояния и ведение регистров являются исключительной компетенцией коммунальных властей. Ст. 165 § 1. Согласно закону создаются агломерации и федерации коммун. Он определяет их организацию и компетенцию на основе применения принципов, изложенных в статье 162. В каждой агломерации и каждой федерации имеются совет и исполнительная коллегия. Председатель исполнительной коллегии избирается советом из входящих в него членов; его избрание утверждается Королем; закон регулирует его статус. Статьи 159 и 160 применяются к постановлениям и регламентам агломераций и федераций коммун. Границы агломераций и федераций коммун могут быть изменены или уточнены только в силу закона. § 2. На основании закона создается орган, в рамках которого каждая агломерация и федерации граничащих коммун договариваются об условиях и, в соответствии с установленным этим законом порядке, о решении общих проблем технического характера, входящих в их компетенцию. § 3. Несколько федераций коммун могут договариваться или объединяться между собой, либо с одной или несколькими агломерациями на условиях и способом, определяемых законом, для совместного регулирования и управления объектами, входящими в сферу их компетенции. Их советам не разрешается принимать совместные решения. Ст. 166 § 1. Статья 165 применяется к агломерации, в которую входит столица Королевства, с оговоркой, изложенной ниже. § 2. Полномочия агломерации, в которую входит столица Королевства, осуществляются способом, определяемым законом, принятым большинством, предусмотренным последним абзацем статьи 4, органами региона Брюссель-столица, создаваемыми в силу статьи 39. § 3. Органы, указанные в статье 136: 1°. имеют, каждый в своем сообществе, одинаковые полномочия с другими управленческими органами в сфере культуры, образования и вопросов персонального характера; 2°. осуществляют, каждый в своем сообществе, полномочия, которые им делегированы советами Французского сообщества и Фламандского сообщества; 3°. совместно регулируют вопросы, указанные в пункте 1. |
Конституции государств Европейского Союза.- М.:Норма;Инфра-М,1999.-с.104-144. |