Библиотека > Цивилизация и культура >
Цивилизация: Истоки употребления слова
Слово «цивилизация» постепенно входило в интеллектуальный и научный оборот западного общества вслед за термином
«культура» на том этапе, когда постепенно ослабевало влияние
религиозного мировоззрения и мир все более представал как
среда и результат деятельности человека, отделившегося от
природы и уже мало подверженного вере в божественное провидение. Поэтому возникла настоятельная необходимость в
объяснении принципов функционирования общества, которое
уже не рассматривалось в качестве объекта, управляемого божественной волей или неведомым Сверхзаконом. Но прежде
такое общество должно было получить название, не соотносимое с прежними — «град Божий» и «град земной» и определяющее не только любой тип общества, но и общество, соответствующее человеческим устремлениям.
В своем происхождении, как неизменно отмечается, термин
«цивилизация» восходит к латинскому слову «civilis», относящемуся к качествам «гражданина» как «городского жителя». До нашего времени это значение сохранилось в слове «цивильный», по-прежнему несущем в себе (в западных языках) качества, подобающие гражданину — учтивость, любезность, приветливость и
привычность к городской среде. Но значение слова постепенно
расширялось, и уже Данте писал о «humana civilitas» как о всеобъемлющей человеческой общности и единстве. Однако этимология
слова и его раннее употребление разительно отличаются от тех
смыслов, которые оно приобрело впоследствии.
Принято считать, что современная форма и значение термина
в ряде случаев сохраняют то, что было введено в оборот прежде
всего французскими и английскими просветителями. По мнению
французского историка Л. Февра, «воссоздать историю французского слова «цивилизация» наделе означает реконструировать этапы
глубочайшей революции, которую совершила и через которую
прошла французская мысль от второй половины XVIII в. и по наше
время». Как он подчеркивает, выяснение отношения к этому слову раскрывает изменения, имеющие место во всей совокупности
социальных наук, средоточием которых, как он полагал, была
Франция эпохи абсолютизма.
Слова «цивилизовать» и «цивильность» распространяются в
аристократической среде Франции как отражение утверждения
тех норм благопристойности, которые формировались в значительной мере под влиянием придворных нравов и которые впоследствии послужат Н. Элиасу предметом его труда «Цивилизационный процесс», ставшего одним из крупнейших вкладов в
цивилизациологию. Эти значения слова были зафиксированы уже во «Всеобщем словаре» А. Фуретьера, изданном в
Голландии в 1690 г.
Принято считать, что впервые слово «цивилизация» употребил маркиз де В.Р. Мирабо в своем известном трактате «Друг законов» (1757). По его определению, «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того,
чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль
законов общежития». Впрочем, в существительном «цивилизация»
еще сохранялась большаячасть смысла от глагола «civiliser» — умягчать нравы и просвещать», и потому слово «цивилизация» должно
было обозначить результат такого процесса и само общество, усвоившее такие нормы поведения и представления.
Этим словом все увереннее пользуются П-А,, Гольбах, Ж.А. Кондорсе и другие мыслители, хотя и в возвышенном идеализованном смысле. «С приближением революции слово «цивилизация»
празднует победу» и в 1798 г. впервые пробивается в «Словарь
Академии», который до тех пор его игнорировал.
Аналогичный процесс происходил в это время и в Англии.
Первое употребление его в Англии зафиксировано в 1767 г., и предполагается, что это стало результатом усилий английских просветителей и их ответом на такие же лингвистические потребности.
Придававшееся термину значение должно было противопоставить цивилизацию и «непросвещенные народы», равно как цивилизацию и «темные века» феодализма и средневековья. С тех пор в
одном из словарных значений слово сохранило свое ценностное и
просветительское звучание, хотя это следует отнести именно к
западному лингвистическому контексту. Зачастую в широком смысле
в этом можно усмотреть еще наследие античного мира, которому
было присуще противопоставление своей культуры, типа духовности и политической организации всем «варварским» обычаям и
тем более «дикарям».
Можно заметить, что культура в приведенных выше значениях
слова большей частью выступает как компонент цивилизации. И
то и другое означает развитое состояние человеческого общества,
результат деятельности рук и ума людей. Но постепенно между двумя терминами устанавливается различие. Термин «цивилизация» обычно относится к целым народам и странам в их развитом состоянии,
а термин «культура» — прежде всего к той форме и степени духовности, в которой выражаются высшие достижения цивилизации.
Конечно, подразумевалось, что это состояние воплощают в себе
прежде всего общества, которые «цивилизовались первыми» (обычно это Франция и Англия).
Только в 1819 г., констатирует Л. Февр, слово «цивилизация»
впервые употребляется во множественном числе, что, впрочем,
свидетельствовало лишь о начале признания многообразия и различий в цивилизационном устроении народов в древности и в Новое
время. На протяжении всего XIX в. выходят основательные труды
ученых, описывающих цивилизации разных стран и периодов как
комплексное состояние общества, в котором культуре принадлежит высокое, но не исключительное место. В 1828 г. Ф. Гизо публикует «Историю цивилизации в Европе», а через два года «Историю цивилизации во Франции». В 1857—1861 гг. Г. Бокль публикует
«Историю цивилизации в Англии».
Но уже в той же постреволюционной Франции, а затем и в
Англии раздаются и множатся голоса критиков тех порядков, которые называются цивилизованными, но означают кризисное состояние общества, отказывающего значительному большинству населения в социальной справедливости. А многие историки обращаются к изучению процессов упадка и крушения тех некогда
великих обществ древности (прежде всего Римской империи), которые воплощали в себе высший уровень цивилизованности, но
не выдержали внутренних и внешних потрясений. «Понятие «цивилизация», бывшее столь простым в момент своего появления на
свет, обогащалось новыми значениями и обнаруживало свойства,
которые нельзя было предвидеть».
Потребность в более широком и комплексном понимании общества во всем многообразии его различных сфер и факторов регуляции также способствовала разрастанию объема понятия «цивилизация».
Результатом и стали разброс значений этого слова, представленный в позднейших полных словарях, а также комплексность
содержания этого понятия, зафиксированная в различного рода
энциклопедиях.