Библиотека > Страны мира > История и культура Чехии >
Средневековая культура Чехии
В 13 в. происходит формирование придворной культуры как культуры особого типа. Еще в 10 в. в Чехии произошло сложение 2-х церковных кругов: латинского и православного. В Чехии происходит смена славянского типа культуры на латинский. В 1 пол. 11 в. в г. Сазана основывается монастырь, который становится центром славянской книжности, богослужения проводились в нем на старославянском языке, однако сам монастырь был католическим. Во главе стоял Прокоп, поборник независимости от немецкой культуры. Один из алтарей монастыря был посвящен Борису и Глебу - первым русским святым. Чешские князья изначально покровительствовали Сазовскому монастырю, но затем изменили свою политику: последователей Прокопа изгнали и заселили немцев. В житие св. Прокопа по этому поводу было сказано, что сперва он изгнал из монастыря чертей, а затем и немцев.
I чешский национальный святой - князь Вацлав (Вячеслав). Его житие возникает во 2 пол. 10 в. Существует латинская версия возникновения жития - в Италии и славянская -в самой Чехии (эта версия и приходит на Русь). Вацлав - внук I чешского князя, принявшего крещение от св. Мефодия. Вацлав занимался богоугодными делами и вел жизнь не политика, а монаха. Для сохранения чешской государственности в период нападения Германской империи Чехия входит в состав Священной Римской империи, но на очень почетных условиях. Таким путем были устранены причины немецкой агрессии. Но в ближайшем окружении Вацлава были и противники его политики - его брат Болеслав, который вероломно его и убил. В народе при помощи церкви формируется культ Вацлава, его мощи погребают в Праге , в соборе св. Вита.
Людмила - I чешская мученица. Вацлав также канонизируется как страстотерпец, таким образом они являются аналогом русских князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
В 11 в. в чешской культуре возникает "Легенда Кристиана". Это подробный рассказ об истории чешской культуры: о крещении Чехии, о жизни Вацлава и т.д., но есть в ней и легенда о проклятии Мефодием Моравии и переселении его в Чехию. Т.о. Чехия представляет себя культурно-политическим наследником Моравии.
Вацлав получил свою княжескую корону непосредственно от Бога, поэтому он заступник всех царей перед Богом. Также Вацлав - св. патрон чешского народа, вечный правитель Чехии, а все земные князья его заместители (корона называется святовацлавская). Он и предводитель святого войска, а его челядь - вся чешская нация, поэтому он в равной степени покровитель феодалов и крестьян. И в идеологии нет разделения на знать и простолюдинов, т.к. все - челядь Вацлава. Он часто изображается с копьем и на коне, что обозначает защиту. В 20 в. культ Вацлава стал использоваться представителями геометрально противоположных взглядов: чешскими патриотами, с одной стороны, и фашистскими захватчиками, с другой.
В нач. 12 в. появляется письменный памятник "Чешская хроника Козьмы Пражского". Он пытался изложить чешскую историю, собирал предания и легенды, грамоты. Она написана латинским языком и дает развернутую картину этногенеза, который восходит к библейским временам. Один из хорватских вельмож по имени Чех что-то натворил и был изгнан. Он поселился на неизвестной земле Богемии. У Чеха были братья: Лех и Рус. Т.о. это легенда о славянском единстве, сознание общности западных и южных славян.
Существует также древняя легенда об основании чешского государства. Согласно ей, после смерти последнего мужчины править стали мудрые женщины. Одной из них была Лиушь, которая обладала пророческим даром и умом. Затем она вышла замуж за простого землепашца, который затем стал I чешским князем. Поэтому "отец народа" - сам выходец из народа. Затем Лиушь передает бразды правления Пшемыслу (от него ведут свой род пшемысловцы).
В 14 в. был установлен специальный обряд коронования чешских королей. Коронованный монарх должен пешком дойти до Вышеграда, где хранились лапти Пшемысла. Монарх должен был обойти алтарь, где лежали эти лапти, затем возвращался в Пражский град, где прикладывался к гробу св. Вацлава и возлагал себе на голову корону, которая должна была всегда оставаться на черепе или статуе св.Вацлава. После этого корона возвращалась на место.
В архитектуре господствовал романский стиль. Ротонда - круглый храм, рассчитанный на 20 человек. Ставилась, как правило, на вершине горы. Первые городские храмы также имели вид ротонды (собор св. Вита). Романский стиль характеризуется приземистостью, прочностью формы. Основная задача архитектуры в это время - укрепить жилье. Предметы роскоши - привозные. Но главное: здание должно было служить военным укреплением.
Церковная архитектура в 11, 12, 13 вв. переживает эволюцию и появляются вытянутые храмы базиликального типа, темные внутри, с маленькими окнами. Они создают ощущение сакрального пространства. Позднее появляются всякие башни (сочетание круглой апсиды с вытянутой башней). Они создают ощущение торжественности, неприступности, сакрального пространства. Много фресок на библейскую тему. Позднее появляются и светские сюжеты, связанные с легендой Козьмы Пражского. Сюжеты обретают государственность и сакральность. Исторические персонажи изображаются подобно святым. Аналогов в европейской живописи этому нет. Им присущи застывшие иератические позы, некая наивность в изображении.
Письменность использует либо витиеватую заглавную букву, либо миниатюру в романском стиле. Художники стремятся передать духовную наполненность персонажей, используя для этого сияющие краски и яркие образы.
В 13- нач. 14 в. происходит изменение форм в чешской живописи. Фигура удлиняется, появляются угловатые складки на одежде, ломкость, хрупкость, конкретное выражение лица. Образы насыщаются динамикой, вводятся надписи, в лице появляется ощущение объема.
Для скульптуры романского стиля характерны порталы, т.е. чередование ленточного орнамента с лентой животных. Все это напоминает о мире сакральном и мире светском.
В 14 в. пресекается династия Пшемыславцев. Единственный наследник, Вацлав III, мог бы унаследовать польский и венгерский престол. Но он был убит неизвестным. Наследников у него не было. Идет борьба за трон, в Чехию вторгаются немецкие войска, хотя в стране и без того полно немцев. В итоге избирается Иоган Люксембург (не немец), который ориентирован на французскую культуру. Условием вступление на престол был брак с наследницей Пшемысловцев по женской линии. В нач. 14 в. формируется антинемецкая идеология. На чешском языке и в стихах пишется "Хроника Далимира"(1313). Он выступает против немцев. Чешская знать сумела сохранить славянский тип и национальную культуру. Засилья немецких феодалов как такового в Чехии не было. "Лучше утопить своего ребенка, чем научить его немецкому языку", - считали некоторые чехи. Формируется понятие "свое - чужое" и формируется чешское государственное сознание. Это относилось и к чешским немцам, т.к. многие, будучи этническими чехами, в душе были чехами. Государственный тип сознания превалирует.
В 14 в. происходит запись древнейших чешских музыкальных памятников:
1) Песня "Господи помилуй мя" - часть литургии и одновременно самостоятельная песня. Она и светская и церковная.
2) Песня "Св. Вацлав" - молитва-обращение к св. Вацлаву.
В 14 в. Карл IV, чешский король, становится германским императором. Прага становится столицей германской империи. Этот период стал расцветом чешской культуры.
Культура Чехии 14 в.
Карл IV укреплял свою династическую власть, т.к. чехом был только по матери.
r>В этот период Прага - культурный центр Европы. Прага становится архиепископством. В 1346 г. открывается пражский университет, первый в центральной и восточной Европе. Он носит интернациональный характер. Приезжали даже студенты из Англии, а т.к. Карл IV воспитывался при французском дворе, то и это наложило особый отпечаток на культуру Чехии этого периода. Произошли изменения и в государственной идеологии ("Хроники Карла IV"). Главный литературный труд Карла - "Автобиография", где он описывает события, в которых сам принимал участие. Еще Карл заказал хронику Джованни Мориньоле, но она не пользовалась популярностью.
Чехи, как этнос, народ богоизбранный. Народ солнечный, происходит прямо от властителя рая. Элизиум - блаженная часть Аида. Мать Карла звали Элишка, что переводится как "рай".
Конрад Вольдхаузер - один из проповедников, называвший Карла антихристом. Карл ставил перед собой политическую задачу - победу над Османской империей. Хронист Мориньола приписывает Карлу объединение всего иудейского мира. Рядом со старым городом Пражским он основывает новый город Пражский. Возникает огромная агломерация. Ворота нового города получают то же название, что и ворота Иерусалима.
Возникает идеология универсализма - "интеграционные процессы". Свою империю Карл считает универсумом, где части не имеют преимущества друг над другом, все, кроме Чехии. Он также пытался объединить культурные традиции Чехии и Германии. Еще при жизни он получил прозвище "отец отечества", его сопоставляли с византийским св. отцом Константином Великим.
Начинают господствовать стили: готический и барокко. Карл строит мост, получивший название "Карлов" через реку Волтаву, этот мост связывает резиденцию короля и город. В средневековом сознании мост - это связь двух миров. Также и "Карлов" мост связывает старый город и новый. В Праге доминирует собор св. Вита. Но сакральный центр - королевский замок.
Собор св. Вита построен французским архитектором и построен по французскому типу. Выполненные в мозаике император Карл и императрица выступают заступниками перед богом. Петер Парлерш был архитектором оформления собора. Интерьер храма был довольно новаторским. Нижний ярус украшен полудрагоценными камнями и фресками (мягкий стиль). В нач. 16 в. появился цикл фресок, изображающий житие св. Вита. Образ совмещал в себе черты святого и воина.
В замке Карлштейн хранились и королевские регалии. Петер Парлерш был еще и великолепным скульптором, он создал портретную галерею лиц (Карл, его жена и др.). В эту галерею он поместил и свой автопортрет.
Карл IV поддерживает культурные связи с Италией эпохи раннего Возрождения. Отсюда и ростки гуманизма.
В центральной укрепленной башне Карлштейна находилась капелла Креста. Светского пространства в замке было меньше, чем сакрального.
Мастер Вышебродский - другой представитель мягкого стиля (первым был Теодорик). Мастер же Пшебойский отличается драматизмом, динамизмом, трагичностью.
Другой жанр конца 14 в. "прекрасные мадонны". Эмаусский монастырь также основал Карл IV. Это был католический, бенедектинский монастырь с богослужением на старославянском языке. В этом монастыре преобладали исключительно славянские святые, такие как: св. Иероним, Кирилл и Мефодий, св. Прокоп, св. Вацлав.
В 14 в. происходит и расцвет чешской книжной миниатюры.