Библиотека > Страны мира > Израиль: история и культура >
Алия. Священник, левит, израильтянин/Коген, леви, исраэль
Недельная глава Торы по субботам разделяется на семь частей. Перед чтением каждой части член общины вызывается для благословения Торы. Это называется «получить алию» (что буквально значит «взойти», как и в выражении «совершить алию в Израиль»). Это самая большая честь, которой еврей может удостоиться в синагоге.
Есть четыре случая, когда просто положено подняться к Торе — на «бар-мицву» (в неортодоксальных синагогах и на «бат-мицву»), в субботу перед свадьбой , после рождения девочки (девочке официально дается имя в синагоге после алии ее отца, мальчикам имя дается при обрезании) и в субботу перед «йор-цайт» — годовщиной смерти ближайшего родственника.
Есть четкие правила предоставления алийот (мн. число).
Первая алия обязательно предоставляется когену — еврею из рода первосвященников. Коганим считаются духовной аристократией, им уже две тысячи лет дается право первыми совершать алию — они потемки первосвященника Аарона, брата Моше. Хотя принадлежность к еврейству определяется по матери, «племенная» принадлежность прослеживается по отцу. Поэтому сын когена тоже коген. Большинство евреев по фамилии Коган — потомки коганим, равно как и с фамилиями Каплан, Раппопорт и Кац. Впрочем, главное здесь — не фамилия, а история семьи.
Вторая алия — право левитов, членов рода, который помогал коганим в храмовой службе. Сегодня, когда коганим призываются во время службы благословить общину, левиты сначала омывают водой их руки. Большинство евреев с фамилией Леви, Левин, Левинский и т. п.— левиты.
Помимо коганим и левитов, все прочие племенные принадлежности утрачены. Никто из евреев не может проследить свою принадлежность к племенам-коленам Реувена, Гада и т.д., и поэтому всех остальных евреев относят к израильтянам (на иврите — исраэль). За исключением первых двух, все остальные алийот предоставляются всем евреям. Поскольку третья алия (известная как шлиши, на иврите «третья») — это первая алия, предоставляемая в принципе любому члену общины, она считается большой честью. По неясным причинам в некоторых местах Восточной Европы шестая алия почетной не считается. В старой шутке шестым в синагоге в субботу вызывают заезжего еврея. «В моем городе,— возражает он синагогальному служке,— шиши (шестая алия) дается только конокрадам». «И у нас тоже!» — отвечают ему.
С другой стороны, среди хасидов принято давать шестую алию самому ребе.
Человек, который удостаивается алии, вызывается по его ивритскому имени и ивритскому имени отца. Например, на иврите мое имя — Ис-раэль-Йосеф, а имя отца — Шломо. Поэтому меня вызывают Исра-эль-Йосеф бен (сын) Шломо. Удостоенный алии обычно целует свиток Торы (в том месте, где начинается и заканчивается чтение его раздела) через край своего талита и произносит «Барху эт Ад-най гамево-рах — Благословен Б-г благословенный»...
В ортодоксальных общинах алию совершают только мужчины, в реформистских — мужчины и женщины. В 1950-х консерваторы решили, что в каждой их синагоге можно при желании вызывать и женщин. В 1950—60-х мало кто пользовался этим разрешением, но с распространением феминизма в 1970-х многие консерваторы стали приглашать к алие и женщин. В последние годы все больше женщин в неортодоксальных общинах стало носить талит (см.).
Вызванный к Торе, встает рядом с возвышением, на котором лежит Тора, в то время как чтец — бааль-криа — читает отрывок Торы. Когда чтение завершено, приглашенный говорит дополнительное благословение, а затем благословляется габаем, читающим молитву «Ми шебей-рах». Если болен кто-то из членов общины, их родственников или друзей, произносится и особая «Ми шебейрах» между каждой алией. Имя больного называется на иврите вместе с именем его матери. В конце «Ми шебейрах» вызванный к Торе остается у возвышения, на котором лежит свиток Торы, и стоит там при чтении следующей части. Затем он возвращается на обычное место.
В этот момент члены общины поют ему на иврите поздравления йешар коах (буквально «Пусть силы твои увеличатся»). Правильный ответ на такое приветствие — Барух тиги — «Будь благословен».
Только по субботам алии удостаиваются семеро человек. При чтениях в понедельник и четверг вызываются только трое. Раввины не хотят затягивать службу в будни, когда люди торопятся на работу. В рош-ходеш вызывают к Торе четырех человек, в праздники — 5, в Йом-Кипур — 6.
|