Библиотека > Страны мира > История и культура Литвы >
Граница, за которой понимают по-русски
"Дьявол всеми правдами и неправдами ищет общения с людьми - чтобы их
обмануть. Но всегда находится какой-нибудь умник, который самого черта
перехитрит - он-то и останется в выигрыше. Так что главное - заставить
сатану служить себе". Таким напутствием приветствуют посетителей в
знаменитом каунасском "Музее чертей".
Двадцать дюжин высокохудожественных чертиков, сделанных в национальных
литовских традициях из дерева, стекла, металла, папье-маше и т. д.,
когда-то
завещал городу Каунасу местный коллекционер Антанас Жмуйдзинавичус.
Вооружившись сатанинским оптимизмом, посетитель плавно переходит в здание
по
соседству - Музей Чюрлениса. Самый известный из всех литовских художников и
композиторов никогда не проживал в Каунасе - но наиболее крупная коллекция
его творений собрана именно в этом городе.
Помимо этих двух музеев, на центральной улице Каунаса Лайсвес-аллее есть
еще
пара-тройка не менее достойных, а также множество очаровательных
магазинчиков, кондитерских и кафе, в которых проводят досуг местные жители
и
немногочисленные гости бывшей литовской столицы. Правда, на центральной
улице Каунаса не разрешается курить. И для того, чтобы душу за сигаретой
отвести, тоже придется заглянуть в первую попавшуюся кофейню.
С 1998 года было открыто сообщение между Москвой и Каунасом, и Каунас стал
вторым литовским городом, с которым у Москвы наладилось регулярное
авиасообщение. Действующий аэропорт был построен в 1988 году в пригороде
Каунаса. А старый находился в центре города и был знаменит тем, что на него
садились в тридцатые годы "Юнкерсы", принадлежащие совместному
советско-германскому обществу "Дерулюфт", по дороге из Москвы в Берлин и
Кенигсберг.
Но это - история. Новый же аэропорт имеет все шансы стать со временем
основным в Литве - из-за приятных климатических условий, 3-километровой
взлетно-посадочной полосы и новейшего радарного оборудования,
установленного
здесь фирмой Siemens. Каунас стоит на более низком месте, чем Вильнюс.
Разница в высотах - 120 метров, и тумана, а следовательно, нелетной погоды
практически не бывает. Притом что расстояние до столицы - всего 100
километров, и шоссе - превосходное.
Было время, когда российских (точнее, советских) туристов было в Каунасе
пруд пруди. Не только летом: второй по величине литовский город считался у
нас самым "западным", почти "экспериментальным", исключительно светским и
уютным. Не омрачало впечатления даже то, что в ближайшем пригороде
находится
превращенный в музей страшный концлагерь "Девятый форт" - впрочем, все
ездили туда на экскурсии. Каунас очень любили. Потом наступила эпоха
взаимных обид и непрерывной борьбы за независимость, и россияне потянулись
на дальний Запад, о Прибалтике и думать забыв. И вот - вспомнили.
Представляете, как это здорово - прилететь в самое сердце страны, поездить
по округе, потом выбраться на Виа Балтика (главную трассу, пересекающую все
балтийские страны) и на скорости 130 добраться до Вильнюса. И уже из
столицы
улететь в Москвку - благо можно купить авиабилет, по которому прилетите вы
в
Каунас - а улетите из Вильнюса. За те же самые $200 (в обе стороны).
Или можно отдохнуть и полечиться в Друскининкай - из Каунаса туда
добираться
ближе. До берега Балтийского моря быстрее ехать от третьего литовского
аэропорта, из Паланги. Но летают туда из России одни "Литовские авиалинии",
и только летом. До главного литовского порта - Клайпеды - в остальное время
ближе всего ехать из того же Каунаса.
Совсем рядом - озерный Тракайский край и его главная достопримечательность
-
красный замок на острове, построенный литовским князем Витаутасом, внуком
Гедиминаса. В XIV веке фламандский дипломат Жильбер де Лануа, путешествуя
по
этим местам, писал: "Проезжая, видел новый замок из кирпича, построенный по
французскому образцу". Так в Европе узнали о существовании Тракайского
замка. Строение, и правда, напоминает романские оригиналы - но где вы во
Франции найдете столько озер?
Князь Витаутас привез в Тракай 400 караимских и татарских семейств - чтобы
охраняли крепость. Их потомки до сих пор живут в этих местах, нарушая
литовскую мононациональность и заботясь о сохранности замка. Сейчас там
музей - истории, культуры и быта народов, населявших Тракайский край. С
"материка" на остров ведет хрупкий с виду мостик, но тут же у причала стоят
яхты. "Хотите прокатиться по озеру вокруг замка на яхте? Всей компанией? Да
не бойтесь, недорого", - приветствовали меня с яхты, едва я приблизилась к
берегу. Интересуюсь ценой. Оказывается, прогулка по воде обойдется в 50
литов ($12,25) на компанию - удовольствие того стоит. Впрочем, если денег
не
хватает, можно арендовать лодочку - тоже приятно.
В замке все по-музейному благоустроенно - витрины под стеклом, оружие со
шкурами на стенах. Не то что лет двадцать назад. И давно умер старичок,
игравший на тракайских колоколах - но так же четко отражаются в гладком
озере массивные тускло-красные башни.
А в Вильнюсе сегодня все - другое. Разумеется, никто ничего не ломал, но
есть ощущение, будто за последние несколько лет все перестроили,
перекрасили
и почистили. Старый город выглядит как новенькая игрушка. Сейчас стараются
особенно, потому что 8 августа в Вильнюсе начнется Международный фестиваль
уличных театров, а ему предшествует недельная ярмарка, наподобие той,
которая происходит на "Казюкас" - в День Святого Казимира, празднующийся в
первый уикенд весны. Вильнюсцы лезут из кожи вон и вылизывают свой древний
город как могут. Все это, конечно, для себя - но и для нас, для туристов.
Вспомните, давно ли вы были в Прибалтике. Небось, до перестройки. Так что
пора посетить снова. Очень рекомендую начать с Литвы - поскольку визу сюда
получить элементарно, даже приглашения не надо, и, кроме того, каждый
встречный готов заговорить здесь с вами по-русски. Поглощая цеппелины и
запивая их отличным литовским пивом или крепкой травяной настойкой (литовцы
в этом деле мастера), вы будете себя чувствовать как дома. А ощущать себя
своим - приятно.
© Автор статьи: Ирина МАК.