Библиотека > Страны мира > История и культура Литвы >
Поэзия народного костюма
Литовская традиционная народная одежда была результатом художественного
творчества многих поколений.
Одежду шили из льняных, шерстяных или полушерстяных тканей домашнего
изготовления. Основой женского костюма являлась белая льняная рубаха с
длинными рукавами, украшенная по вороту, обшлагам и наплечникам цветной или
белой вышивкой, или красным тканным узором. Поверх рубахи надевали длинную
широкую юбку из одноцветной, клетчатой или полосатой ткани, а на праздники
носили несколько юбок сразу. Верхняя шерстяная юбка была самой нарядной.
Обязательной частью народного костюма являлся передник. В некоторых районах
считалось даже неприличным выйти на улицу без него. Будничные рабочие
передники шили из грубого материала и украшали сравнительно мало. Зато
нарядные передники отделывали с большой любовью и мастерством. Узор из
красной бумажной пряжи был характерен для старинных белых льняных
передников. Позднее передники стали шить с оборками, кружевами или бахромой
из тёмной узорной ткани, а потом стали украшать и разноцветной вышивкой.
В праздничные дни женщина обяхательно надевала безрукавку. Шили ее из ткани
в мелкую клетку или полоску. Однако чаще всего безрукавка была из нарядных
тканей: шёлка, бархата, парчи.
Подпоясывали одежду цветными поясами.
По головному убору можно было судить о семейном положении женщины. Девушки
носили венки из веточек руты или разных цветов, венки из тканных поясов,
головные повязки из шёлковых лент или позумента. В день свадьбы девушка
меняла их на женский головной убор в виде длинного белого полотенца из
тонкого полотна, на чепец или шапочку. Круглый год женшины пользовались
шалью, она спасала от холода, ветра и дождя. Зимой надевали сермяги –
кафтаны из грубого сукна, овчинные шубы, пальто.
Женская народная одежда на всей территории Литвы состояла из одинаковых
частей. Однако существовали значительные различия в покрое, расцветке и
способе ношения костюма.Фактически в каждой этнографической области Литвы
была своя местная одежда. Можно выделить шесть разных комплексов народного
костюма.
Сравнивая одежду жителей Аукштайтии с костюмами других областей
Литвы, можно заметить, что в ней преобладал белый цвет – белая рубаха,
передник, полотенчатый головной убор, который придавал женщине величавый,
торжественный вид. Лиф с удлинёнными, чуть овальными полами скрепляли
металлическими цепочками, пряжками или шнуровкой, носили несколько рядов
металлических бус. Пояса делали с узором, плетёные и витые. Обувь – кожаные
постолы или лапти.
В Дзукии особенно интересными были клетчатые передники, украшенные по
клеткам тканным узором.Удлиненные полы безркуавки, сшитой из ткани в мелкую
клетку, заходили одна на другую. Дзукские женщины надевали ожерелья из
кораллов, носили вязанную обувь и обязательно – пояс.
Для жемайтийского костюма пояс не был типичен. К отрезному лифу по талии
пришивали полосу ткани, заложенную в складки. Жемайтийские женщины любили
повязывать и накидывать одновременно несколько платков, платочков и
головных
повязок. Чем больше платков, тем зажиточнее считалась их владелица. Носили
янтарные бусы и жемайтийскую деревянную обувь – клумпес.
Особенно нарядна и многоцветна была занеманская традиционная одежда. По
покрою и компоновке узоров различалась одежда северной части Занеманья и
южной. В занеманском костюме ярко выделялся передник с тканным узором из
стилизованных лилий, розеток, звёздочек. Женщины носили янтарные и
коралловые бусы.
Характерной деталью клайпедского костюма были расшитые карманы – «дельмоны»
(ударение на О), в которых держали носовые платочки, деньги, украшения.
Интересны узкие пояски «в сто узоров». Так их называли за разнообразие и
красочность узоров. Конечно, женщины клайпедского края, живущие у берегов
Балтийского моря, любили янтарные украшения.
Об этом образно говорит строфа
поэмы И. Майрониса «Юрате и Каститис»
Собрав искрящийся янтарь
И шею им украсив ловко,
Поёт о том, что было встарь,
Голубоглазая литовка.
Мужская одежда была не так разнообразна, как женская, она была почти
одинакова по всей Литве. Основные ее части: рубаха, штаны, безрукавка,
холщёвый или суконный кафтан, зимой – шуба. Для отдельных видов
сельскохозяйственных работ, например, для сенокоса или для уборки зерновых,
существовала особая белая полотняная одежда.
Одежда зажиточных крестьян, сохраняя в основном народный покрой, отличалась
тем, что для ее изготовления употребляли покупную ткань.
В начале ХХ века народная одежда почти исчезла из повседневного быта
литовских крестьян, её заменил городской костюм. Сегодня народные костюмы
надевают на Праздники Песни, на свадьбы и в других торжественных случаях
наравне с вечерним платьем. И, конечно, в них выступают участники
художественной самодеятельности.
Всё богатство красок и орнаментики
костюмов
можно оценить, лишь побывав на национальном празднике литовского народа –
Празднике Песни. Певцы, музыканты, танцоры, все участники народных
ансамблей
одеты в живописные национальные костюмы. Над созданием костюмов работают
видные художники Литвы. Как правило, только пожилые люди выступают в
старинных костюмах, которые перешли к ним по наследству от предыдущих
поколений. Большая же часть костюмов воссоздаётся по этнографическим
образцам. Если посмотреть на людей на улицах городов или в концертных
залах,
то сразу заметно, что литовцы любят сдержанную цветовую гамму. Творческая
переработка национального наследия идет по пути использования цветовой
гаммы
и орнамента, фактуры ткани и покроя, дополнений и отделки. Широко
применяется клетчатая и полосатая ткань, характерная для народных костюмов.
По-прежнему женщины любят украшения из янтаря, металла и дерева. Всегда
модны в Литве узорные льняные ткани, не теряют популярности красивые
изделия
из деревенской шерсти и льняных нитей.
© Источник: Рудольф Итс "У Янтарного моря", М., "Русский язык", 1983, с.
62-67. С незначительными сокращениями.