Библиотека > Страны мира: история и культура > Россия >
Евразийство
Евразийство - идейно-политическое и философское течение рус. эмиграции 1920—1930-х гг , отстаивающее идею самобытности России и создавшее концепцию рус культуры как неевроп феномена, к-рый обладает в ряду культур мира уникальным соединением зап. и воет черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому. Историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. Основные представители: кн Н. С Трубецкой — филолог и лингвист, основатель (совместно с Р.О. Якобсоном) Праж. лингвистич. кружка; П. Н. Савицкий — географ, экономист, П. П. Сувчинский — музыковед, лит. и муз. критик; Г В. Флоровский — историк культуры, богослов и патролог, Вернадский — историк и геополитик; Н. Н. Алексеев — правовед и политолог, историк обществ, мысли; В. Н. Ильин — историк культуры, лит -вед и богослов; Л. П. Карсавин — религиозный философ и историк-медиевист и др. Впервые концепция Е. была сформулирована в книге Трубецкого «Европа и Человечество» (1920).
Затем последовали коллективные сб.ст. «Исход к Востоку Предчувспшя и свершения» (1921), «На путях Утверждение евразийцев» (1922), «Россия и латинство» (1923); «Евразийский временник» (1923 -27) «Евразийство - опыт систематического изложения»(1926); «Евразийство: формулировка 1927 г.» (1927) и др.
Е. возникло в самом начале становления культуры рус. зарубежья (1920-е гг ) как форма самосознания рус. эмиграции первой волны. Как и возникшее параллельно с Е. другое эмигрантское течение — сменовеховство, Е. ставило своей целью объяснить причины и природу постигшей Россию после революции 1917 культурной и поли тической катастрофы. Окг. революция предстает в учении Е. как суд над петербургским периодом рус. истории, как суд свыше надоен, тенденциями развития новоевроп. культуры и грозное предупреждение всемирной истории.
Революц. катастрофа, обнажившая трещину раскола в рус. и европ. культуре, а вместе с тем и мировой культуры как целого, явилась тем катарсисом, к-рый, с т.зр. Е., поднял Россию и русских на новую ступень истор. самосознания, оказавшуюся во многом недоступной европейцам, что и предопределило духовное избранничество рус. эмигрантов по отношению к их инокультурному зап.-европ. окружению. Е. полемизировало с западничеством и славянофильством по вопросам содержания «русской идеи», характера и путей развития России. Россия представлялась особым типом цивилизации, отличным как от Запада, так и oт Востока. Своим названием евразийского этот тин цивилизации во многим обязан В. И. Ламанскому, к-рый впервые выдвинул гипотезу о существовании наряду с Европой и Азией особого материка, их соединяющего — континентальной Евразии, к к-рой принадлежит Россия. Одним из предшественников Е. является и Вл. Соловьев, к-рый мыслил Россию в качестве медиативного фактора мировой истории, снимающего в себе противоположность и Запада и Востока.
Отвергая крайности культуры Востока и Запада, а именно деспотизм первого и индивидуализм второго, он полагал, что Россия выступит в качестве «третьей силы» всемирно-истор. развития, а рус. культура сможет совместить соборный коллективизм и аскетич. самоотверженность Востока с творч. свободой европеизированной личности.
Картина мировой культуры, с т.зр Е., плюралистична: миры национальных культур несводимы друг к другу и существуют параллельно. Общечеловеческая культура, одинаковая для всех народов, в принципе невозможна, а если таковая возникнет, то будет представлена главным образом романо-гермапской цивилизацией, которая, считая себя наивысшим типом культуры, станет навязывать другим народам свои ценности и идеалы Отсюда признание национализма как законного способа самоутверждения в мире пероманогерм. народов Если русский народ не сможет осознать своей культурной самобытности, освободиться отложных форм старого национализма (стремление к великодержавности, национальное высокомерие западного образца сопровождаемое требованиями «русификации» инородцев «панславизм» и т. п.), коюрыи по мнению евразийцев, был заимствован славянофильством из романо-германской культуры, то России угрожала опасность превратиться в культурную и политическую колонию Запада Миссия России — вобрать в себя культурные достижения малых народов, расположенных на ее территории а также все лучшее что есть в азиатской культуре в целом и возглавии, союз угнетенных пародов в борьбе за свободу и независимость против культурного империализма развитых с гран Запада В основе общеевразийской культуры лежит «туранский элемент» свойственный в той или иной степени всем «уралоалтайским» народам — тюркам и монголам, угрофиннам и манчжурам народам Крайнею Севера России и самому рус народу представляющему собой надэтнич. (или межэтнич.) образование. Россия — наследница не только Визашии, ной кочевой империи Чингисхана, облагороженной православием Евразийцы доказывали единство, своеобразие и силу туранского культурного типа.
Нац своеобразие рус культуры сложившейся в рез-те «туранизации» визант. традиции и представляющей собою средоточие всей евразийской цивилизации, с т.з. Е , во всем противостоит зап.-европ культуре. К ЗО-м годам Е. приобрело вполне законченный вид Во Франции Германии, Англии, Чехословакии, Китае сложились евразийские центры выпускавшие сборники хроники, монографии и статьи. Концепция Е. тесно связана с идеями славянофилов и уходит своими корнями в сложившуюся в XVI в теории «Москва — третий Рим».