Библиотека > Страны мира: история и культура > Россия >
Древнерусские летописания
(На основе лекций Ужанкова А.Н., прочитанных в Академии Славянской культуры в 2000 году)
Любая вещь может быть документом или источником.
Классификация источников:
- вещественные (монеты, фотографии, кинематограф)
- этнографические (вышивка, рисунок, ремесленные искусства)
- письменные
Периоды письменных источников
- Древняя и средневековая Русь
- Новое время
- Новейшее время
От средневековья сохранилось довольно большое количество летописей. В каждом монастыре
велась своя летопись. 1492 год на Руси был отмечен всеобщим ожиданием конца света.
Так как именно в этом году исполнялось 7000 лет со дня сотворения мира. И потому многие летописи
заканчиваются этим годом. (Примечательно, что именно в этом году была открыта Америка).
Известны такие летописи, как Новгородская, Софийская, Воскресенская, а также Московский
летописный свод, Рогожский летописец. В 15 веке летописание замирает. При Иване Грозном
снова происходит всплеск. В 16 веке Митрополит Макарий пишет Никоновскую летопись в 4 томах.
Издается Большой лицевой летописный свод в 10 томах. Каждое сведение в нем отражено в миниатюре.
В своде насчитывается около 16 тысяч миниатюр.
В каждом княжеском городе писались летописи. В каждом таком городе была епископия и епископ -
они и занимались летописаием. Однако многие ученые говорят о том, что великокняжеское летописание неверно, ибо
писано было для восхваления местных князей.
Истинное летописание - это послушание, а оно превыше любой молитвы.
Владимиро-Суздальская летопись создавалась под руководством митрополита Кирилла II. А вот
летописание при Иване Грозном тендециозно. Его писали дьяки, и оно было явно "заказное".
"Степенная книга царского родословия" тоже была создана при Иване Грозном. Она должна была
обосновать и доказать законность происхождения царской власти на Руси, тем более, что Иван Грозный
был первым царем на Руси. В подтверждению этому служит и роспись грановитовой палаты (где
изображена преемственность рода великих князей), а также усыпальница Архангельского собора.
"Титулярник великолепный", состоит из 92 миниатюр и описывает государей Руси и их фамильные
гербы.
Символом власти древней Руси был двухглавый орел, который пришел из Западной Европы.
У императора священной Римской империи тоже был двухглавый орел, как символ императорской власти.
Впервые как символ Российской империи его использовал Иван Грозный. Орел стал символом христианской
и римской империи. Две ветви власти - светская и духовная, но под одной короной.
Одним из символов конца света было изображение Георгия Победоносца. Чем ближе ожидался конец света,
тем ближе была голова змея к лошадиному копыту. На монетах символом конца света сталоо изображение
орла с распущенными крыльями. Если крылья у орла прижаты - до конца света было еще далеко.
После того, как конец света не произошел, в силу вступила новая концепция мироздания
(так называемая теория трех царств Филофея), и появился новый жанр хронографии, описывающий историю по царствованиям.
Именно при Иване Грозном возникла теория Москвы - Третьего Рима.