<----- Вернуться на главную страницу библиотеки
Романтизм - широкое идейное и художественное направление в западной и русской
культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в конце XVIII - начале XX в.,
как реакция на результаты Великой Французской революции и жесткие рационалистические каноны
века Просвещения, молодого буржуазного общества вообще.
Отвергая всеобщее торгашество,
знаменующее капиталистический "прогресс", романтики противопоставили утилитаризму и
обезличиванию индивида устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и
обновления, пафос личной и гражданской независимости. Стремясь как бы подняться над прозой
бытия, раскрепостить многообразные способности личности, предельно самореализоваться в
творчестве, романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудочного к
нему подхода, свойственных классицизму.
Они проявляли большой интерес к фольклору,
демократическим, народным явлениям средневековой и ренессансной культуры, нередко
идеализируя их и наследуя из них не столько мрачную сторону, сколько сказочный элемент,
дух карнавальной вольности, склонность к гротеску.
Центром романтического движения стала
Германия в лице философов и поэтов - братьев А. и Ф. Шлегелей, Новалиса, Ф.В. Шеллинга и
многих других. В Англии его вершиной стал Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824).
Хотя романтизм ярче всего проявил себя в литературе, в частности в поэзии, его
выразителями в мировой музыке были такие композиторы, как австриец Франц Шуберт
(1797- 1828), немец Рихард Вагнер (1813-1883), итальянец Пикколо Паганини (1782-1840),
венгр Ференц Лист (1811-1886), поляк Фредерик Шопен (1810-1849) и многие другие;
в живописи - француз Эжен Делакруа (1798-1863), англичане Джон Констебл (1776-1837) и
Уильям Тёрнер (1775-1851).
Выдающимися российскими романтиками в литературе стали Василий Андреевич Жуковский
(1783-1852), Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) и Федор Иванович Тютчев (1803-1873);
в живописи - Орест Адамович Кипренский (1782-1836) и др.
Романтизм как общее мироощущение, свойственное преимущественно молодежи, как стремление к
идеалу и творческой свободе до сих пор постоянно живет в мировом искусстве.
<----- Вернуться на главную страницу библиотеки