countries

Славянские культуры Нового времени 17-19вв. Чехия и Польша

<----- Вернуться в оглавление раздела "История зарубежной культуры"

Барокко в славянской культуре
Барокко распространяется от иезуитов. Это первый литературно-художественный стиль, который охватил всю Европу. Этот стиль существовал до середины 18 в., в некоторых уголках Европы он задержался дольше. Ему присуща: внешняя торжественность, помпезность, вычурность. Человек ищет внутренний свет, отсюда возникает и внутренняя динамика. Характер этого стиля подчеркнуто знаковый. Барокко - стиль глубоко религиозный, но его считали фальшивым, вычурным, неэстетичным. Он изображает, с одной стороны, глубокое чувственное наслаждение, а, с другой, подчеркивает бренность мира.
К славянам барокко приходит как стиль иноземный, его творцы часто не славяне по происхождению. Но позднее этот стиль становится своим, домашним. Во многом "лицо" западного региона формирует барокко. Также барокко оказывает влияние на Украину, Белоруссию, отчасти Болгарию. У славян оно сохраняется дольше, чем в Западной Европе. Особенно сильно барокко повлияло на крестьянскую культуру, мы можем говорить о сильном влиянии этого течения на народную культуру. Но в каждой из стран барокко обладает своей особенностью.

Чехия

Эта страна потеряла свою независимость, убыль населения составила 1/3, резко изменилась религиозная ориентация, Чехия была насильно рекатолицирована. В страну начался приток западноевропейского дворянства. Рекатолицизм сопровождался гонением на чешскую письменность, т.к. основные книги принадлежали не католическим авторам. Антонин Кониамош, образованный латинист, поэт, богослов, хвастался тем, что сжег многие чешские книги. Он боролся за искоренение чешской ереси.
Чешскую простонародную литературу создают иезуиты. Чешский язык приближен к живой речи, возникают чешские духовные песни. Иезуиты способствовали распространению чешской грамотности. Возникает получешская литература. В центре внимания обыденная жизнь. Письмак - так называли чешских грамотеев. Среди чешских иезуитов находились люди, сочетавшие католицизм и патриотизм. Один из них, Бруслав Бальбин, пишет трактат "В защиту славянских языков, особенно чешского"(17 в.). Он конфликтовал со своим иезуитским начальством.
Развивается барочная литература. Представитель народного барокко - Адам Михна, церковный органист, руководитель хора. Он писал духовные песни. Он близок к чешскому фольклору, но всецело в лоне католической церкви. Главная тема - смерть и, непременный элемент барочной литературы, моралите.
Коцманек писал маленькие сатирические пьесы, юмористическую прозу, но обязательно с моралите и резюме. Вечные темы: плут-лекарь, глупый крестьянин, чехи, которые берут себе немецкие фамилии и наоборот, муж, продавший свою жену-пьяницу богатому вдовцу.
В мировую культуру внесла огромный вклад архитектура, музыка Чехии эпохи барокко.
Чернинский дворец принадлежал графскому роду Чернинских. Он построен итальянскими архитекторами. Соответствует стилю итальянского раннего барокко.
Раннее барокко сменяется высоким барокко. Оно порождает ощущение неустойчивости. Этим подчеркивается тема бренности человеческого тела.
Крупным архитектором Праги был Динсенгофер, австриец по происхождению. Барочная архитектура готовит человека к богообщению. Создается ощущение единого храмового пространства.
Франтишек Канька создает интерьер Страговского монастыря в Праге. Барочная архитектура не могла пройти мимо наследия готики. Оно впитывает и достижения Ренессанса и достижения готики.
В 17 в. происходит новый расцвет чешской живописи. Карел Шкрета - один из величайших живописцев 17 в. Он учился в Италии, изучал новые технологии итальянской живописи. Создает картины на религиозные, исторические темы, пишет портреты. Цикл картин посвящен св. Вацлаву и сделан специально для вмонтировки в стену собора. В портретах он не идеализирует моделей.
Райнер, Виднер, Длишка - другие художники. Сюжеты - мученичество святых. В I пол. 18 в. крупнейший живописец Чехии - Петер Брандул. Он создатель мощных живописных образов пророков, святых. Также и портретист. Он наделяет своих святых и пророков простонародными чертами. Это как бы крестьяне рассуждающие о боге.
Ян Купецкий - самый высокооплачиваемый портретист своего времени.
Норберт Грунт писал картины на светские темы, пишет миниатюры. Передает свето-воздушную среду. Церковная живопись дает фрески и плафоны, оформляющие сакральное пространство.
В содружестве с архитекторами работает плеяда скульпторов, что дает единство и гармонию.
Броков - создатель больших патетических статуй для храмов, мостов, городских площадей и загородных вилл. Виртуоз в обработке мрамора.
Браун возвращает в скульптуре готические формы. Возвращается S-образная композиция. Это создает праздничную атмосферу. Скульптуры на Карловом мосту в Праге. Вершина творения Брауна - замок Кукс, выполненный по заказу графа Шпорко. Скульптуры остроумны, динамичны, но создается общее ощущение конца бытия. Фигуры полны символики, а в парке помещены наиболее оригинальные фигуры. Они сделаны из известняка, контуры скульптур оплывшие. Один из рельефов посвящен св. Губорту, покровителю животных.
В культуре Чехии 17 в. начинает распространяться культ Яна Непомуцкого, который видимо никогда не существовал. А был он привнесен иезуитами, дабы заменить культ Яна Гуса. Скульптуру Яна Непомуцкого устанавливали на каждой деревенской площади.
Культура чешского барокко полна противоречий и парадоксов.
Музыка принадлежала чехам. Все музыканты были чехами. В провинции также было много музыкантов, и они едут в другие страны.
Иван Прач (пол. 18 в. ) составил первый сборник русских народных песен.
Падре Черногорский жил в Италии и обучал музыке всех желающих. В Берлине жил Ян Дисмас Зеленка, которого сам Бах считал своим предшественником. Чешское музыкальное барокко не забывает о земных корнях, музыка лишена мистики, но возвышена и восторженна.
В развитие музыки в Европе (сер. 18 в.) внесла вклад Мангеймская капелла, руководителем которой был Ян Вацлав Станец. Она состояла на 90 % из чехов. Стилистически она определяла конец барокко и переход к классицизму. Этот оркестр был гордостью князя Мангейма. Оркестр умел делать резкие переходы от Форте к пьяно и наоборот. Во главу угла ставили эмоции, чувственный мир человека. Их музыка была всецело светская. Но и в каждом чешском поместье возникали свои оркестры. Т.о. музыкальная грамотность впитывалась чехами с молоком матери.
Ян (Штех) Пунто бежал от своего помещика и стал виртуозом игры на духовых инструментах.
Важная категория культуры барокко - ее театральность. Искусство чешского барокко - "праздник смерти", т.е. переход души от одного состояния к другому. Плоть есть выражение духовного, а вся внешняя патетика ведет к дематериализации, т.о. выражается победа духа над материей.
Влияние православного барокко укрепилось и в Москве. Белорусско-украинское барокко выполнило функцию моста. Митрополит Филарет долгие годы был в плену в Кракове и был знатоком и почитателем польской культуры.
Противостояли польской моде на Руси только раскольники и старообрядцы. Протопоп Аввакум ехидно высказывался о новых веяниях в культуре.

Польская культура 17 в.

Польское барокко - сарматское. В Европе было распространено понятие о поляках, как о наследниках древней цивилизации. Поляки - культурный форпост Европы, далее - дикая Россия и сарматская культура. В комплекс сарматизма входило также понимание поляков как культурного бастиона в Европе. Экспансия Польши на восток укрепляет понятие сарматизма. Прежде всего это рыцарь-воин и рачительный хозяин.
Для польского барокко характерна пышность, особая торжественность. Оно очень близко к народной культуре. Барокко во многом питается фольклором. В литературе это прежде всего эмблематичность. У поляков - геральдичность (т.е. описание гербов в стихах). Быдло - собирательное название не шляхтичей. Своеволие - бытовая сторона польского сарматизма.
Литература: Ян Анжей Морштек писал стихи галантного любовного содержания, присутствуют и сатирические мотивы. Но: нагромождение поэтических фигур, поэтических сложностей. Пан Твардовский - польский шляхтич. Это чрезвычайно примечательная фигура. Колдун, чернокнижник, алхимик, стихоплет. Пишет грандиозную хронику "Внутренняя война с казаками и с татарами, с Москвой, Венгрией и со Швецией" (1681). Виспасион Каховский - продолжатель традиций Яна Кохоновского. Пишет сборник "Польская псалмодия". Поляк - это значит католик. Его стихи патетичны, взволнованы, напоминают публичную речь оратора. Вацлав Потоцкий написал около 300000 стихотворений. Также писал изложение родов, описание гербов, романы, сатиры. Стихотворения переложены на польский язык. Дает перевод Евангелия, пишет исторические хроники в стихах. Сильна простонародная струя. Переходное звено от простонародной культуры к высокой. Пьянство входит в показатель удали поляка. Отражает прогрессивные социально-юридические взгляды. Главное - личные заслуги, а не родовитость.

<----- Вернуться в оглавление раздела "История зарубежной культуры"

 


Домой Библиотека Гостевая книга Новые ссылки