<----- Вернуться в оглавление раздела "Школы культурологии"
Николай Яковлевич Данилевский
(1822-1885)
Николай Яковлевич Данилевский - публицист, социолог и естествоиспытатель,
один из многих русских умов, предвосхитивших оригинальные идеи, возникшие позднее на Западе.
В частности, его взгляды на культуру Удивительно созвучны концепциям двух
виднейших мыслителей ХХ в. - немца О. Шпенглера и англичанина А. Тойнби.
Сын заслуженного генерала, Данилевский, однако, с юных лет посвятил себя естественным
наукам, а также увлекался идеями утопического социализма.
После получения кандидатской степени он за участие в революционно-демократическом
кружке петрашевцев (к нему принадлежал и Ф.М. Достоевский) был арестован,
три месяца провел в Петропавловской крепости, но сумел избежать суда и оказался высланным
из Петербурга. В дальнейшем как профессиональный естествоиспытатель, ботаник и специалист
по рыбоохране служил по департаменту сельского хозяйства; в научных командировках и
экспедициях объездил значительную часть России, вдохновившись на большой культурологический
труд.
Будучи идеологом панславизма - течения, провозглашавшего единство славянских народов, -
Данилевский задолго до О. Шпенглера в своем главном сочинении "Россия и Европа" (1869)
обосновывал идею о существовании так называемых культурно-исторических типов (цивилизаций),
которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с
окружающей средой. Так же как и биологические особи, они проходят стадии зарождения,
расцвета и гибели.
Начала цивилизации одного исторического типа не передаются народам другого типа, хотя и
подвергаются определенным культурным влияниям. Каждый "культурно-исторический тип" проявляет
себя в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической и
социально-экономической. Их гармония говорит о совершенстве той или иной цивилизации.
Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов,
проходящих путь от "этнографического" состояния через государственность до цивилизованного
уровня. Цикл жизни культурно-исторического типа состоит из четырех периодов и
продолжается около 1500 лет, из которых 1000 лет составляет подготовительный,
"этнографический" период; примерно 400 лет - становление государственности, а 50-100 лет -
расцвет всех творческих возможностей того или иного народа.
Завершается цикл длительным периодом упадка и разложения.
В наше время особенно актуальна мысль Данилевского о том, что необходимым условием
расцвета культуры является политическая независимость. Без нее невозможна самобытность
культуры, т.е. невозможна сама культура, "которая и имени того не заслуживает, если не
самобытна". С другой стороны, независимость нужна для того, чтобы родственные по духу
культуры, скажем, русская, украинская и белорусская, могли свободно и плодотворно
развиваться и взаимодействовать, сохраняя в то же время общеславянское культурное
богатство.
Отрицая существование единой мировой культуры, Данилевский выделял 10 культурно-исторических
типов (египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский и др.),
частично или полностью исчерпавших возможности своего развития. Одной из позднейших стала
европейская романо-германская культурная общность. Качественно новым и имеющим большую
историческую перспективу Данилевским провозглашается славянский культурно-исторический
тип, призванный объединить во главе с Россией все славянские народы в противовес Европе,
якобы вступившей в период упадка. Идеи Данилевского были тесно связаны со славянофильством
и во многом носили мессианский характер. Он неоднократно подчеркивал, что "Европа не только
нечто нам чуждое, но даже враждебное, что ее интересы не только не могут быть нашими
интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны"'. Как бы ни относиться ко
взглядам Данилевского, они до сих пор, как и в свое время, питают и питали имперскую
идеологию и подготовили появление такой современной общественной науки, как геополитика,
тесно связанная с цивилизационным подходом к истории.