<----- Вернуться в оглавление раздела "Школы культурологии"
ЭТОЛОГИЯ (< греч. ethos- обычай, нрав, характер + ...логия) - биологическая
наука, изучающая поведение жи-вотных в естественных условиях. Обширные сведения о
поведении животных были накоплены биологами в XVIII-XIX вв. Значительное влияние на
становление Э. оказали работы Ч. Дарвина. Создатель Э. Э. Геккель использовал термин
"этология" как синоним экологии. Совр. Э. возникла в 30-е гг. XX в. благодаря работам
австрийского зоолога К. Лоренца и датского биолога И. Тинбергена. Термин ввел в 1859
г. фр. зоолог И. Жоф-фруа Сент-Илер. В наст. время этологи выдвинули гипотезу,
получившую название "Инстинктивные основы человеческой культуры".- теория, выдвинутая
биологами К. Лоренцом, Н. Тинбергеном, К. фон Фришем. Ученые перенесли наблюдения,
накопленные в этологии, на человека и человеческое общество. Инстинкты животных,
отраженные в их устойчивом поведении ("свадебные" пляски, строительство жилищ, забота
о потомстве, взаимная передача звуковых и визуальных сигналов, коллективный "быт"
пчелиных и муравьиных колоний, а тем более "разум" таких высокоразвитых животных,
как собака или лошадь), отождествляются этологами с естественными истоками человеческой
натуры. По Лоренцу, стереотипы поведения животных соответствуют культур, ритуалам
и нормам человека и созданы в результате естественного отбора. К. фон Лоренц
в своих работах уделяет большое внимание способам передачи информации отдельными
видами животных и насекомых, т. е. изучению их пока непонятного нам языка.
В этом усматривается прямая связь человеческой культуры. О взаимосвязи "культуры"
животного мира и человеческой культуры так или иначе писали Ч. Дарвин и Ф. Энгельс.
Их теоретические предположения находят определенное подтверждение в совр. этологии.
Конечно, разрыв между этими "культурами" велик и подвести их к общему знаменателю очень
трудно, тем более, что животный мир не может совершенствовать и развивать свою "культуру",
но попытки этологов заглянуть в истоки человеческой культуры вызывают интерес со стороны
культурологов
Из лекций Сугай Л.А.
Этос - характер, обычный. Механизм подавления природной агрессии. Этологическая школа
- наука об особом поведении животных. Основатели школы - Альфред фон Пернау, на которого
имел влияние Дарвин, а также Я. Фон Икскюль, Хайнрот и Альтум (нем. школа). Д. Хаксли,
Крейг, Уитман (англо-американская школа). Конрад Лоренц (1910-1986), Тинбергер, Вагнер
- "Биологические основы сравнительной психологии". Этология развивалась с 40-х гг. ХХ в.
Лоренц и Фриш получили нобелевскую, однако этологию воспринимали с протестом.
Крашенинников и Крушницкий - занимались практической этологией. Исследования животных в
неполной воле. Практиковали опыты с апельсинами. Культура - это ритуализированное
поведение, имеющее биологическую обусловленность. Нормы культуры являются таким же
продолжением отбора, как и стереотипы животных реакций. Культурные нормы также как и
системы филогенетические выработали модели социального поведения, созданные не человеком.
Это лишь результат естественного отбора. От небольшой особенности в речи и манерах, от
того, что субъекты группы консолидируются и это ведет к наиболее повторимым нормам и
ритуалам, и это ведет в единую культуру и идеологию. Изучение инстинктов дает возможность
изучить базовые основы развития культуры.
ЭТОЛОГИЯ (от греч. "этос" - обычай, нрав, характер) - наука о поведении животных
в естеств. среде обитания. Во Франции термин "этология" использовался применительно
к науке о поведении животных со вт. пол. 18 в.; однако для обозначения особого научного
направления он стал употребляться с 30-х гг. 20 в. (В англоязычных странах этот термин
до пер. пол. 20 в. использовался как синоним понятия "характерология".)
Основы Э. были заложены исследованиями А. фон Пернау (нач. 18 в.), Дарвина
(19 в.) и Я. фон Икскюля (кон. 19 - нач. 20 вв.). Особенно большое влияние на Э.
оказала теория эволюции Дарвина, ставшая для этой науки общей парадигмой анализа
всех поведенч. проявлений, в том числе и поведения человека как одного из видов
высших млекопитающих. Разл. формы поведения рассматриваются в Э. с т.зр. их эволюц.
значения, т.е. их функциональной ценности для естеств. отбора и сохранения вида.
Непосредств. предшественниками Э. были О. Хайнрот, Б. Альтум (Германия), Ч. Уитмен.
У. Крейг (США), Дж. Хаксли (Англия), исследования к-рых оказали значит, влияние на
последующее развитие Э. и внесли важную лепту в превращение изучения поведения животных
в самостоят, научную дисциплину.
Зарождение совр. Э. связано с именами австр. зоолога Лоренца (1910-86) и голл.
биолога Н. Тинбергена (1907-88). На фоне господства бихевиористской ориентации и
лабораторных методов исследования поведения, сосредоточенных на проблемах обучения,
Лоренц в 30-40-е гг. выдвинул идею, что поведение животных необходимо изучать в естеств.
сре-де, в условиях ничем не ограниченной свободы, обращая равное внимание как на
врожденные, так и на приобретенные его элементы. (В лабораторных условиях "совершенный
рисунок поведения", складывающийся под влиянием факторов изменчивости,
борьбы за существование и естеств. отбора, разрушается, что неизбежно приводит к
ошибочным выводам.) Сам Лоренц разработал оригинальный метод изучения поведения животных
в условиях полуневоли. С сер. века этология получила интенсивное развитие;
издаются специализир. этологич. журналы "Behaviour:, "Ibis", "Journal fur Ornithologie",
"Zeitschrift fur Tierpsychologie". В 1973 за работы в области Э.К. Лоренцу,
Н. Тинбергену и М. Фришу была присуждена Нобелевская премия.
Осн. задача Э. - дать филогенетич. и физиол. объяснение функциональных взаимосвязей
между всеми факторами, действующими в поведении. С этой задачей связан широкий круг
вопросов: какова природа инстинкта; насколько поведение определяется инстинктами и
приобретенными реакциями (усваиваемыми как в процессе обучения, так и из личного опыта);
как соотносятся и взаимодействуют врожденные и приобретенные элементы поведения; как
животные общаются друг с другом; как изменяется поведение животных в процессе органич.
эволюции; и т.д. Особое внимание обращается на социальное поведение животных
(терр. поведение, ритуалы и процессы ритуализации, механизмы коммуникации, механизмы
сдерживания внутривидовой агрессии и т.п.) и изучение эволюции социальной организации.
Во вт. пол. 20 в. важным разделом Э. стала "человеч. Э.", изучающая с этол. позиций
поведение человека.
Осн. методы Э.-наблюдение поведения животных в естеств. условиях (как со стороны,
так и в личном контакте) и его описание, формулировка гипотез на основе наблюдения,
повторное наблюдение и эксперименты для проверки гипотез. В наблюдениях используются
фото- и киносъемки. Специфической для Э. методол. процедурой является составление видовых
"этограмм" ("каталогов поведения" разных видов) и их последующее сравнение с целью
получения выводов об эволюции разл. форм поведения. Эта процедура используется, в
частности, для изучения эволюции социальной организации: на основе выявленных черт
сходства и различия виды сортируются по "таксонам", а затем производится сравнение
социальных систем (как в целом, так и отд. их элементов), в ходе к-рого, на основе
обнаруженных гомологии и конвергенции, выявляются эволюц. тенденции. В целом, суть этол.
подхода заключается в подробном сравнит, описании разл. форм поведения, выяснении их
приспособительного значения, определении роли врожденных и приобретенных элементов
в этих формах поведения, а также выявлении значения этих форм поведения для сохранения
и эволюции вида.
В ходе этол. исследований было обнаружено, что любое поведение -
сложная комбинация инстинктивных и приобретенных элементов. Инстинкты же представляют
собой внутренне сложные формы поведения, состоящие из 3 элементов: "фиксированных
паттернов действия" (к-рые приводятся в действие врожденными пусковыми механизмами, не
связаны непосредственно с внешними стимулами и осуществляются сами по себе при
накоплении достаточной энергии), рефлексов (стереотипных действий, вызываемых внешними
стимулами) и "таксисов" (действий, направляемых специфич. источниками стимуляции).
В социальных реакциях обществ, животных важную роль играют "релизеры", т.е.
видоспецифичные знаковые стимулы (слуховые или зрит. сигналы, действия, структуры, цвета,
химич. сигналы, запахи), к-рые запускают поведение, функционально поддерживающее разл.
формы социального сотрудничества (взаимодействие половых партнеров, семейную и
групповую жизнь, поединки между особями и т.п.). Одна из важных разновидностей релизеров
- т.н. "интенциональные действия", сигнализирующие о намерениях. Взаимодействие по схеме
"релизерреакция" представляет собой достаточно сложную форму знакового поведения. В
отличие от знаково-символич. поведения у человека, у животных как сами сигналы, так и
реакции на них являются врожденными. (У некоторых высокоразвитых видов эта схема иногда
запускается лишь при условии личного знакомства между особями.)
Этологи считают, что важную роль в эволюц. развитии поведения сыграл механизм смещения
действий. Этот механизм имеет особое значение, когда поведение мотивируется одновременно
несколькими разл. побуждениями (напр., побуждением напасть и побуждением к бегству), а
диктуемые ими программы поведения не могут реализоваться одновременно. Благодаря
механизму смещения действия формируются новые формы поведения, дающие типичные способы
разрешения конфликта между мотивами. В частности, по мнению Лоренца, в процессе
эволюции смещенные действия стали материалом для формирования разл. брачных и угрожающих
церемоний. У многих животных, начиная с рыб и заканчивая высшими млекопитающими,
смещенные действия - неотъемлемый компонент поведения во внутривидовых драках и церемо-ниях,
предшествующих спариванию. При действии указанного механизма одно действие используется
для обозначения другого, к-рое, не будучи замещено, было бы опасным; например, у
рыбок-колюшек (самцов) в церемониях устрашения используются действия, характерные
для постройки гнезда, питания и т.п., к-рые замещают открытое физич. нападение.
Механизм смещения действия лежит в основе процесса ритуализации, в ходе к-рого
сигнальные движения приобретают знаковые функции. Процесс ритуализации и ритуальные
церемонии у животных - одна из важных и наиболее изученных тем в Э. Ритуализация
уравновешивает противоречивые побуждения во взаимодействиях между особями,
обеспечивающих воспроизводство и социальную жизнь вида, и тем самым выполняют
видосохраняющую функцию. (Напр., ритуализация нейтрализует инстинкт нападения во
взаимодействии между самцом и самкой в период ухаживания и спаривания.)
Чаще всего процесс ритуализации проявляется у животных в таких формах поведения,
как брачные церемонии, боевые ритуалы, боевые танцы, приветствия. У тех животных,
у к-рых в ходе эволюции появились орудия нападения, ритуализация играет важную роль
в сдерживании внутривидовой агрессии (вороны, чайки, цапли, волки и др.): у них
сформировались жесты (или позы) подчинения, вызывающие автоматич. прекращение физич.
агрессии со стороны партнера.
В ходе этол. исследований выяснилось, что многие феномены поведения, ранее нередко
считавшиеся свойственными исключительно человеку, в тех или иных формах проявляются уже
на низших ступенях эволюц. лестницы: социальная организация и социальная иерархия
(сложные социальные организации насекомых; т.н. "порядок клевания" у нек-рых рыб, птиц,
напр. галок, и млекопитающих); сложные формы поведения, направленные на сохранение и
достижение престижа в иерархии (собаки и др. высшие животные); подчинение вожаку
(волки, собаки); инфантильная привязанность к матери (шакалы, собаки); "брак",
проявляющийся уже у рыб цихлид, у к-рых самец и самка связаны супружескими узами
на всю жизнь; ухаживание; "любовь с первого взгляда" (галки, дикие гуси, усатые синицы,
утки; у галок, напр., брачной церемонии и моменту физич. близости предшествует
длительный период "помолвки"); "однолюбие" (гуси);
приветствия; личное узнавание и элементы ориентации поведения на личные узы (галки);
передача традиции (галки, приматы; напр., у галок нет врожденного инстинкта узнавания
врага, и они учатся распознавать врага от старших членов стаи); игра как поведение,
не ограничивающееся генетически заложенными инстинктами, всегда содержащее в себе элемент
открытия и новизны и заключающееся в совершении действий ради них самих (галки, кошки,
выдры); шутки (приматы); способность к преднамеренному обману и симуляции и способность
распознавать обман (собаки, антропоиды);
психосоматич. заболевания и неспособность переносить одиночество (человекообразные
обезьяны) и т.д.
Лоренц считал, что интеллект как способность к рац. действиям появляется уже у
животных (напр., собак), и высказал гипотезу, что его появление связано с ослаблением
врожденных стереотипов (видотипичных форм поведения), к-рое расширяет возможности
приспособления и "свободного изобретения" новых форм поведения, особенно в экспрессивной
сфере, где у человека врожденные формы сигнального поведения вытесняются речью:
"... снижение роли инстинктов, исчезновение жестких рамок, к-рыми определяется поведение
большинства животных, было необходимой предпосылкой для появления особой, чисто
человеч. свободы действий". С т.зр. этологов, поведение человека, при всей его уникальности,
сохраняет в себе многочисл. элементы дочеловеч. поведения.
Если ранние этол. исследования ограничивались изучением поведения животных,
то с кон. 60-х гг. на Западе возрос интерес к Э. человека. Многие этологи (Лоренц,
Эйбл-Эйбесфельдт, М. фон Кранах и др.) переключились на разработку проблематики "человеч.
Э.". В США сложилось особое направление в психол. антропологии, ориентирующееся на
теорию и методы Э. (А. Бандура, Р. Мастере, И. Альтман, Р. Хайнд, П. Блуртон Джонс,
П. Экман, Э. Бургиньон и др.). Осн. методом исследования в этол. антропологии стало
включенное наблюдение; обычно наблюдается развитие ребенка в культурной среде,
переводящее его из досоциального в социальное состояние. Важнейшими темами
этолого-антропол. исследований стали соотношение культурного и природного в человеч.
поведении, изменение поведения в процессе социализации, ритуал и процессы ритуализации,
норма и патология, терр. поведение человека, механизмы и особенности
невербальной коммуникации в социокультурных общностях, баланс уединения и общения в
разных социальных средах, культурные формы проявления агрессивности, страха, любви и
привязанности. Этол. антропология развивается в тесном контакте с такими дисциплинами,
как кинесика, проксимика, социобиология, исследования коммуникации и т.д.
<----- Вернуться в оглавление раздела "Школы культурологии"