<----- Вернуться в оглавление раздела "История зарубежной культуры"
См. также "Средневековая культура Чехии"
Гуситская культура возникла на основе синтеза французской ереси (викресизма) и усилий чешских реформаторов в 1371 г. Ян Гус сочетает в себе традиционные элементы чешской культуры, т.н. народную ересь и ученую ересь. Постепенно у Гуса сложилось иное понимание церкви. Гуситская реформация опередила лютеранскую на целый век.
Для чехов Гус также свят, как и Вацлав. Основа всех устных и письменных выступлений Гуса - критика церковных злоупотреблений. Упадок католицизма в к. 14 в. достиг своего апогея. Раскол внутри католической церкви усугублялся процветавшим взяточничеством. Вначале возникло двоепапство, а затем стало вообще три папы. Были введены индульгенции, т.е. возможность за деньги получить письменное отпущение грехов. Гус выступил против индульгенций. Он выступал в основном с проповедями на доступном чешском языке. Обличал злоупотребления, критиковал некоторые теологические положения католицизма. Церковь по его мнению - это некое мистическое тело, состоящее из всех прихожан, католическая же церковь говорит, что церковь составляют лишь ее служители.
Деятельность Гуса также оказала влияние и на чешскую письменность. Реформа его сводилась к упрощению правописания, что делало письменность доступной. В средние века чешское просветительство имело свои основы, пропаганду христианской этики. Постепенно универсальные чешские магистры осознали себя носителями новой религиозной идеи. Немцы-магистры выступали против, поэтому Гус задумал из интернационального Пражского университета сделать национальный, чтобы обеспечить себе максимальную поддержку, но чехов в университете было меньшинство.
В 1409 г. королем был подписан "Кутнодорский договор" о том, что вся власть в университете передается в руки чешских магистров. Все иностранные магистры покидают ун-т и он теряет свой престиж. За это король отрекается от Гуса и его изгоняют, а далее следует обвинение в ереси.
В 1415 г. открывается Вселенский Константский собор, на который вызывают Гуса. А 6 июля 1415 г. Гуса сжигают на костре. Затем сжигают его ближайшего сподручного Иеронима Пражского. Апелляция Гуса была обращена к Христу. Его казнь вызвала огромный резонанс в чешском обществе. В 1419 г. возникает гуситское движение, но сам Ян Гус не имеет к нему никакого отношения. Гуситское движение пошло не по путям учений Гуса. Ученики Гуса стали причащаться вином и хлебом. Их символом становится чаша (поэтому иногда их называют чашниками). Движение возникает как восстание. Спровоцировано оно было Яном Жилинским. Во время восстания имела место дефинистрация (выбрасывание из окна), старый чешский способ. Противниками чехов в данный момент были не немцы, но это восстание вылилось в антинемецкий погром. Немцы и католические монастыри объявляются главными врагами гуситов (одни были изгнаны, другие сожжены). Затем наступает период брожения и ожидания. На сцену выходят "бродильные элементы" - недоученные священники, изгнанные священники и др. Они несли пропаганду богоизбранности своего народа. Возникает учение хилиазм, о тысячелетнем царствии Христовом. Хилиасты считали, что царствованию Христа будет предшествовать царствие антихриста. Народ уходит в горы, образуя там таборы. Высказывается мысль о том, что для пришествия царствия Христова необходимо перебить всех врагов Христа, т.е. не гуситов.
С 1420 г. начинаются гуситские войны. Это смесь интервенции и гражданской войны. Вождем Табора становится Ян Жижка. Таборитским войском командовали рыцари, а воевали крестьяне, которые использовали традиционное крестьянское оружие - цепи и вилы. Они достигли высокого уровня военного искусства.
Гуситская песня-хорал имела три черты:
1) религиозная
2) военная
3) народная
"Восстань, восстань, великий город Прага" и "Кто есть божьи воины?" (гуситские хоралы). На почве гуситской песни 100 лет спустя возник лютеранский хорал. Примером может служить и "Интернационал". Йенский кодекс стал памятником изобразительной миниатюры.
Характерная черта гуситского движения - иконоборчество. Ворвавшись в храм, уничтожались все памятники изобразительного искусства, иконы, считая их роскошью. Таборитские священники начинают служить мессу в чистом поле, без одежды, без богослужебных книг. Кроме того причаститься можно было в любое время.
Постепенно изменяется характер табора, он превращается в феодальное общество. В Таборе наметился раскол. Выделяется левоэкстремистское крайнее течение во главе с Мартином Гуской. Их называют пикартами. Выделяется течение адамитов, которые считали, что Иисус на кресте искупил все прошлые и будущие грехи, т.о. человек может делать все, что захочет. Они ходили нагишом, грабили деревни, именовали себя именами пророков. Собирались ночью, устраивали оргии, возлияния. Жены были общие, т.к. семья была запрещена. Общество было коммуной. Они растлевали всех детей, ибо считалось, что дети в невинности есть дети в грехе. Жижка перебил всех адамитов, а Гуска был сожжен на пороховой бочке. Табориты использовали тактику выжженной деревни. Они не признавали феодалов, которые исповедовали католицизм. Табориты поссорились с жителями Праги, а затем и воевали между собой. Табор из военного лагеря превращался в город.
В Праге тем временем было издано 4 статьи:
1) всем давалась возможность проповеди слова Божьего
2) право причастия под обоими видами
3) установление гражданского мира
4) право наказывать несправедливые власти
Возникает проект пригласить иноземного принца для управления Чехией. Из гуситов образуется профессиональное войско, которое отправляется в поход в соседние государства. Возникает жанр гуситских манифестов. Процветают обыкновенные походы с целью грабежа. Но гуситы отказываются воевать с турками. Постепенно движение гуситов заходит в тупик, Жижка оставляет Табор, создает свое войско, но скоро умирает. Жижка не представляется как борец за свободу Чехии, за ее независимость.
В 1434 г. происходит битва у местечка Люпана, где столкнулись силы 2-х лагерей гуситов. Умеренные гуситы пошли на компромисс с Папой, а табориты и "войско сирот" не признали этого компромисса. В результате они были разгромлены войском пражан. Победили умеренные гуситы.
Гуситское движение дает:
1) отторжение Чехии от европейской культуры
2) появившееся гуманистическое движение из-за прерванных связей обходит Чехию стороной
3) появление идеологии самодостаточности
4) и в итоге - упадок чешской культуры (лишь среди чешских католиков продолжает развиваться изобразительное искусство)
Возникает масса полемической литературы. Полемика пронизывает все жанры. "Спор Праги и Кутной горы", беседа в стихах " Вацлав, Табор и Гавел". Запрещаются все светские развлечения, в особенности - танец. Также и традиционные народные танцы и инструменты были запрещены. Гуситская культура приобретает устный характер. Папа Пий II, большой ненавистник гуситов, замечал, что у них есть одна положительная черта - грамотность, но все же главенствовал устный способ коммуникаций. Петр Хильчитский, чешский писатель, побывал в Таборе, но разочаровался в нем. Его последователи организовывают свою секту как реакцию на радикальный гусизм. Главный путь человека - самосовершенствование. Насилием ничего не добиться. Он во многом оказал влияние на дальнейшее развитие чешской литературы. Хильчитского любил Л.Н. Толстой. Учение Хильчитского содержало следующие пункты: 1. Антифеодальная критика общества, 2. Призыв к ненасилию как пути самосовершенствования. Но гуманистом он все же не был. Основанная им община во главе угла поставила моральный облик, педагогику, знание. Также уделила большое внимание книгопечатанию. "Чешские братья" не признавали феодалов и государственную власть, но постепенно община эволюционировала и стали принимать феодалов и не пропагандировали противодействие государственной власти. А в Новое время чехи стали религиозно безразличными.