<----- Вернуться в оглавление раздела "Прикладная культурология"
Лекции Климова А.Г., преподавателя Академии Славянской Культуры
Работа с культурой - целенаправленное изменение объекта или предупреждение изменений. Например - сохранение мертвых языков. Технологизация отношений между людьми. Куртуазность - средство преодоления утилитарного типа взаимодействия.
Вторая существенная характеристика прикладной культурологии - интеграция форм активности, связано с жизнью социокультурной практики.
Структурированная социокультурная практика - основное направление, определенное тематически.
3 сферы применения:
> Трансформационная активность. Различают творческую и конструктивную формы активности. Творческая активность предполагает инновативную деятельность. Для того чтобы удерживать социокультурную систему в равновесии, необходимо приложить усилия к изменению способа существования. Фор экзампл: вы вынуждены прилагать дополнительные силы на сохранение веса, если вы на диете. В творческой активности существует проблема включения сотворяемого в жизнь социокультурной системы, то есть, проблема ассимиляции в жизни:
Первый этап: сотворил и рад: с глаз, из сердца - вон, состояние катарсиса,
Второй этап: ощущение, что все сделано не так, муки неудовлетворенности, желание совершенствовать.
Третий этап: из второго вытекает проблема утверждения любого акта творения.
Конструктивная активность направлена на создание конечного продукта. Животные к этому не способны, пчела выполняет генетически заложенную программу. Человек всегда создает заново. На смысловых оттенках деятельности можно различать данные активности.
Конструирование - алитация на результат, повторяя состав в новом образе существования.
Творчество направлено на созидание, то есть, творчество - процесс самовыражения, конструирование - самовыражение вовне.
Учение о перманентности. Движение - все, конечная цель - ничто. Социальное творчество - творчество вне конструктивности, чистое творчество. М. Бернштейн.
> Просветительская активность, направленная на порождение и распространение знаний. В редуцированном виде характеристики активности преобразуются в подходящую информацию для общества. В информационном подходе существуют два ограничения исторического содержания.
- знания сводятся к информации (информация = форма содержания знания)
- развитие знания рассматривается только в количественном характере, следствием чего является отмена предыдущего знания новейшим. Например - появление печатной книги - отмена рукописной. Здесь: только интенсификация распространения знания. Характеристика просветительской активности - ориентация на качественное усовершенствование социокультурной системы. Фор экзампл - сексуальное просвещение в системе среднего образования - болезнь или более качественное распространение знания?
> Экспозиционная активность - форма жизни культуры, где происходит закрепление культурных ценностей, хотя это происходит в сфере просветительской активностей, но здесь применяются наглядные методы и она имеет более широкую сферу применения. Существование искусства основано на этой форме активности. Театр, концертная деятельность, музыка, поп-арт.
<----- Вернуться в оглавление раздела "Прикладная культурология"