<----- Вернуться в оглавление раздела "История зарубежной культуры"
Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни.
Исторические рамки:1689 г. "славная революция" в Англии - 1789 г. французская революция как воплощение просветительской идеи свободы, равенства и братства, ставших ее лозунгами.
Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике (просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-политической мысли.
Деятели просвещения боролись за установление царства разума, прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой такого "царства" разума должно быть естественное равенство, а отсюда - политическая свобода и гражданское равенство.
Просветителями были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшие основой всего ощущения) и даже божественного провидения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая рассматривала историю как общественный регресс.
Как течение общественной мысли, Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие как: свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие и веротерпимость, а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм. Научное знание распространяется "вширь", в светские салоны Лондона и Парижа.
Просвещению присуща уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для экономического и социального благоденствия. В этом состоит пафос эпохи. Просветители утверждали, что просвещением масс образованные монархи приведут к уничтожению бесправия и несправедливости.
Английское Просвещение - философ Джон Локк (1632-1704)
Шотландское Просвещение - Дэвид Юм, Адам Смит
Французское - Руссо, Дидро, Монтескье, Гольбах
Немецкое - Кант
Литературный жанр эпохи Просвещения - роман ("Робинзон Крузо" - человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие взойдет на вершины цивилизации, где его ждет счастье). Дж. Свифт "Путешествие Гулливера", Руссо "Юлия, или Новая Элоиза".
Музыка: И.С. Бах и Гендель, отец симфонии Гайдн (12 лондонских симфоний), В. А. Моцарт ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная Флейта"), Л.В. Бетховен (9 симфония, Торжественная месса).
Живопись: Гойя - Испания, Джованни Батисто Тьеполо (последний представитель барокко) - Венеция, Хогарт, Гейнсборо - Англия.
Французское искусство 18 в. - господствует стиль рококо (Франсуа Буше). Просветительские идеи эстетического толка можно встретить в "Салонах" Д. Дидро. Ведущий живописец - Жанн Шарден. По мнению некоторых исследователей, итог эпохи Просвещения подводится в трагедии Гете "Фауст" (ищущий истину на основе Разума).
Галантный стиль
С сер. 18 в. во французской культуре расцветает галантный стиль, связанный с роскошным образом жизни аристократии. Это расцвет фривольной, эротической и любовной литературы: романы из жизни куртизанок, эротические приключения в монастырях и никакой дидактики.
Аббат Прево "Манон Леско", в этом романе именно женщина является инициатором соблазна. Де Лакло "Опасные связи". Парми "Война богов" (описание постановки мистерии в деревне, крестьянин, изображающий Иисуса влюбляется в крестьянку Магдалену).
Т.о., литература носит развлекательный, увеселительный характер, ее цель освободить человека от гнета католической морали, человек перестает закрывать глаза на свое подсознание (Маркиз де Сад). Вообще атмосфера вседозволенности пронизывает европейскую культуру 18 в. Наслаждение - единственная цель, ведь ада не существует. В искусстве приветствуется пышность, развивается придворная архитектура, особо утонченные интерьеры и декорации, развивается декоративно-прикладное искусство.
<----- Вернуться в оглавление раздела "История зарубежной культуры"