<----- Вернуться в оглавление раздела "Школы культурологии"
Рождается символизм во Франции, его предтечи : Бодлер, По. Он начинается с манифеста Мариаса. В эту школу можно включить также Верлена, Рембо, Верхарна, Метерлинка, Гауптмана, Ибсена, Стриндберга.
Через музыку и театр он распространяется по всем странам Европы, Америки, но ему становится тесно в рамках художественного творчества. Символизм - философское течение.
Россия дает сильнейший образец символизма.
1883 г. Н.М. Минский "Старинный спор"
1890 г. он же "При свете совести"
1829 г. Д. Мережковский "О причине упадка и новых течениях русской литературы"
1893-1895 гг. В. Брюсов "Русские символисты"
Основная идея - жизнетворчество. Символ - философия жизни. Основные вопросы: культура, ее становление, динамика.
В 1909 г. наступает кризис символизма, но он перерастает в философское направление --> журнал "Труды и дни" - культурологический журнал символистов; он возникает как определенный итог деятельности этой школы.
Символизм максимально расширяет границы культурного диалога России. 19 в. - это все-таки диалог Россия- Европа (Франция и Германия). Символисты открывают категорию путешествия - ездят по странам, исследуют памятники культуры.
Общетеоретические вопросы: генезис культуры, типология культуры, классификация культуры. В 1909 г. в России появляются слова культурология и культуролог (перевод Освальда, чьи идеи были популярны).
Символисты выходят в категорию демиургов, они хотят творить новую культуру, новый тип жизни. 1922 г. А. Белый "Основы моего мировоззрения".
Культурология для них вовсе не наука. "Логически никакую культуру не построишь", при абстрактной философии теряется живое тело культуры.
Культуроведение, т.е. ведение предметов культуры может переродиться в простое музееведение. "На множестве не построишь теорию культуры, с единством не прикоснешься к живому телу конкретности". Основной труд А. Белого "История саморазвивающегося "я" так и не был опубликован.
Для символистов культурология не как рациональное познание, а особое слияние художественного творчества, философского осмысления, исторического знания, этнографического быта. Поэт в состоянии перевоплотиться в этот мир, пропустить его через себя. Творчество прежде познания.
Культурология - единство творчества и познания, искусства и науки.
Таковы для А. Белого Ницше, А. Блок, а также символисты, которые были литераторами, историками, филологами, изучали этнографию, они возродили энциклопедизм и воплощали его в своей жизни.
Научные труды символистов, связанные с историей культуры:
В. Иванов "Дионис и прадионисийство" публ. с 1905 г. пересматривается в связи с идеями Ницше.
А. Волынский "Леонардо да Винчи" - лучший пример того, что такое культурология символизма. С одной стороны это научное исследование, а с другой - художественное произведение.
В. Я. Брюсов "Учители учителей" (1916 г.). Он берет самые древние праслои. Он и символисты сторонники теории Атлантиды. "Нить жемчужная в веках" - идея всеобщей связи цивилизаций.
А. Блок "Крушение Катилины"
Эллис ( Л.Л. Кобылинский ) был одним из теоретиков журнала "Труды и дни". Его статьи посвящены проблеме символизма и культуры.
В художественных формах символисты умудрялись более тонко поднять проблему идеи культуры.
Брюсов 1918 г. сонеты "Светоч мысли" - определяет итог его научных и художественных исканий.
СОНЕТ - 14 строк: 2 четверостишия,2 трехстишия
ВЕНОК СОНЕТОВ: 15 стихотворений, где 1 строчка четверостишия есть 1 строчка следующего четверостишия, а 15 четверостишие состоит из всех первых строк. Первые и последние строки сцеплены. Темой стало размышление о развитии истории человечества. Сонет - это одна из неразгаданных тайн человечества. Есть также корона сонетов, тиара сонетов.
Иоган Бехер "Философия сонетов" - здесь он говорит о том, что сонет строится по принципу Гегеля тезис-антитезис-синтезис, или 1 четверостишие - идея, 2- ее отрицание, а 3- гармоничная правда.
Но сонет также можно рассматривать и как модель европейской христианской культуры, в основу которой положены христианские символы:
Круг - Символ бесконечности, Универсума
Крест - Крестная жертва
Треугольник - Символ троицы
3 - магическое число, символ Бога
4 - обозначение мира реального, т.о.
В сонете сперва идет указание на земной мир, а затем вознесение, обращение к небу. Катрены строятся по принципу: терцеты - купол и т.о., сонет носит форму храма. В основе лежит крест (четверостишие), затем барабан (четверостишие) и затем купол - два терцета (трехстишия). Крест в сонете изображает перекрестная рифма, в том случае, если не употребляется само слово крест.
В русской философской традиции всегда наблюдается большая склонность к художественному образу, нежели к силлогизму. В поэтическом варианте появляется бесконечная концепция мира, этому способствуют прозрения, пророчества.
Слово "школа" употребляется при наличии организационного ядра. У символистов были объединения, журналы.
Брюсов писал "Сны человечества", чтобы дать историю человечества в лирических формах. Бальмонт "Край Озириса" - путевые заметки, научные исследования.
ВЫВОД: для символистов культурология есть лучшая форма синтеза науки и искусств.
<----- Вернуться в оглавление раздела "Школы культурологии"