<----- Вернуться в оглавление раздела "История зарубежной культуры"
Архитектура
В средние века архитектура становится главным видом художественной культуры, подчиняющем себе другие виды пространственных искусств. В ней традиционно выделяют два стиля: романский (11-12 вв.) и готический (13-15 вв.).
Термин романский стиль возник гораздо позднее, в нач. 19 в., когда исследователи указали на теснейшую связь западноевропейского зодчества с некоторыми формами и конструкциями римской архитектуры. Действительно, в 11-12 вв. европейские мастера начали возрождать цилиндрические и крестовые своды, полуциркульные арки, облицовку стен тесаным камнем. Кроме того, романская архитектура возникла на территории бывшей Римской империи, населенной народами, говорящих на языках романской группы. Несмотря на влияние византийского зодчества, у романской архитектуры было свое собственное лицо.
Архитектура романского стиля сурова, тяжеловесна и замкнута. Ей присуще стремление к целостности, строгости, простоте, отсутствию украшений и орнамента. Ее характерный элемент - арочная форма дверных и оконных проемов. Основные типы архитектурных построек: монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома. Центральное положение в средневековой романской архитектуре занимала Франция, где активным строителем выступил клюнийский монашеский орден. Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни (1088-1120), к сожалению не сохранившаяся до нашего времени, являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей. Другими крупнейшими центрами романской архитектуры стали Германия и Италия. Знаменитую "Падающую башню" в общем архитектурном ансамбле итальянского города Пизы сегодня знает каждый.
Архитектурный облик средневековья трудно представить без феодального замка, являющегося неотъемлемой частью образа жизни. Здесь протекала жизнь, отвечавшая вкусам и потребностям эпохи. Средневековый замок - это не только жилище феодала, оборонительное сооружение, но и очаг культуры. Здесь проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры. Из многочисленных замков Западной Европы до нас дошли лишь единицы. Большинство из них теперь превращено в руины, но и в сохранившемся их облике легко можно угадать черты суровых и надежных крепостей средневековья. Простейший замок состоял из двухэтажной башни - донжона, - в верхнем этаже которой жил феодал, в нижнем размещались склады провианта, воды, конюшни, содержался скот. Если враги проникали через окружающий замок ров, наполненный водой, каменные валы и укрепленные ворота, то жители запирались в донжоне, из которого за пределы замка вели подземные ходы. Для строительства подобных цитаделей выбирались труднодоступные места: скалистые, обрывистые кручи, излучины рек, небольшие островки. Архитектура замков 12-13 вв. была простой и незатейливой: в те времена больше заботились об их надежности и безопасности, чем о роскошном оформлении.
В готическом периоде развития архитектуры условно различают три этапа: ранняя готика (12-13 вв.), высокая готика (13 в.) и поздняя, или "пламенеющая", готика (14-15 вв., а в отдельных случаях 16 в.).
Термин готический стиль возник в эпоху Возрождения. Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего средневековья становятся готические соборы. Именно они являются центром общественной и духовной жизни средневекового города. Их стены были свидетелями пышных праздничных литургий и будничных богослужений. Здесь проводились торжественные церемонии и процессии, отмечались всенародные празднества, устраивались религиозные театрализованные представления.
Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих.
Архитектура позднего средневековья Западной и Центральной Европы очень разнообразна. Каждая страна создала свой, неповторимый облик готического собора. И все же родиной готики по праву считают провинцию Иль-де Франс на северо-востоке Франции. Здесь впервые применили новую архитектурную конструкцию с использованием каркасной системы и стрельчатого свода. К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже (начат ок. 1167 г., закончен в 14 в.).
Новый архитектурный стиль быстро распространился и по землям Германии, но здесь готика приобрела несколько иной вид. Основное строительство осуществлялось из кирпича, который облицовывался декоративной глазурованной плиткой. Немецкие мастера сумели передать в своих произведениях беспокойный, мятущийся дух готики, усилили экспрессию и драматическую одухотворенность их внешнего и внутреннего облика. Характерной особенностью немецкой готики является использование элементов романской архитектуры: простой план, небольшое количество украшений на внешних стенах, гладкие двускатные крыши. Собор в Кельне (13-19 вв.) - характерное для немецкого зодчества произведение готики. Также значительный вклад в готическую архитектуру внесли Италия, Англия, Чехия, Австрия.
Литература
Раннее средневековье - переходное время. Феодальная формация сложилась в сколько-нибудь отчетливом виде лишь к 8-9 вв. К 13 в. политическая и хозяйственная разруха преодолена, власть. Взятая сильной рукой императора Карла Великого, предоставила материальную возможность и для распространения знаний (учреждение школ), и для развития словесности. В 11 в. утвердилась литература на национальных - романских и германских языках. Латинская традиция остается еще очень сильна и продолжает выдвигать художников и явления общеевропейского масштаба: исповедальная проза Пьера Абеляра ( автобиографическая "История моих бедствий", 1132-1136), экстатическая религиозная лирика Хильдегарды Бингенской (1098-1179), светская эпическая героика Вальтера Шатильонского (поэма "Александреида", 1178-1182), смеховое вольномыслие вагантов, бродячих клириков, воспевавших радости плоти. Но с каждым новым столетием латынь все дальше отходит от литературы и все ближе смыкается с наукой. Но границы литературы в средние века понимались шире, чем в наше время, они были открыты для философских трактатов, исторических сочинений. Признаком литературного произведения считался не его предмет, а его форма, отделанность слога.
Средневековая литература существует как литература сословная. Религиозная литература занимает в средневековой культуре огромное пространство с размытыми границами. Это не только литература собственно церкви, но и религиозный пафос множества произведений, отнюдь не клерикальных по своей общей установке ("Песнь о Роланде"). Наконец, это принципиальная возможность любое светское по содержанию и по форме произведение подвергнуть религиозному истолкованию, поскольку для средневекового сознания любое явление действительности выступает как воплощение "высшего", религиозного значения. Иногда в изначально светский жанр с течением времени привносилась религиозность - такова судьба французского рыцарского романа.
Рыцарская литература - самая значительная часть средневековой литературы. В ней было три основных раздела: героический эпос, куртуазная лирика и роман. Эпос зрелого средневековья - первое крупное жанровое проявление литературы на новых языках и новая ступень в истории жанра по сравнению с эпосом кельтов и скандинавов. Его историческая почва - эпоха государственной и этнической консолидации, становления феодальных общественных отношений. Его сюжетная основа - предания о времени великого переселения народов (немецкая "Песнь о Нибелунгах"), о норманнских набегах, о войнах Карла Великого, о борьбе с арабским завоеванием. Носителями эпоса были бродячие народные певцы. У них эпос отходит от фольклора, хотя связей с ним не порывает, забывает о сказочной тематике ради исторической. Эпос окончательно складывается в 10-13 вв., с 11 в. нач. записываться и, несмотря на значительную роль феодально-рыцарского элемента, не утрачивает своей исконной народно-героической основы.
Лирика, созданная поэтами-рыцарями, которые именовались трубадурами на юге Франции и труверами на севере Франции, миннезингерами в Германии, пролагает прямую дорогу к Данте, Петрарке и через них - ко всей новоевропейской лирической поэзии. В рамках этой поэтической традиции была выработана идеология куртуазности как возвышенной нормы социального поведения и духовного строя - первая относительно светская идеология средневековой Европы. По преимуществу это поэзия любовная, хотя она знакома и с дидактикой, сатирой, политическим высказыванием. Ее нововведение - культ Прекрасной Дамы (построенный по образцу культа Богоматери) и этика беззаветного любовного служения (построенная по образцу этики вассальной верности). В границах куртуазной идеологии возник и рыцарский роман (Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшенбах, Готфрид Страсбургский). Рыцарский роман обнаружил в эпическом герое новую сторону - драматическую духовность.
Третий массив средневековой словесности - литература города. В ней, как правило, отсутствует идеализирующий пафос рыцарской литературы, она ближе к быту и в какой-то степени реалистичнее. Но в ней очень силен элемент нравоучения и поучения, который приводит к созданию широкообъемлющих дидактических аллегорий ("Роман о Розе" Гильома де Лорриса и Жана де Мена, около 1230-1280). Диапазон сатирических жанров городской литературы простирается от монументального "животного" эпоса, где в качестве персонажей выведены император - Лев, феодал - Волк, архиепископ - Осел ("Роман о Лисе", 13 в.), до небольшого стихотворного рассказа (французское фаблио, немецкий шванк). Средневековая драма и средневековый театр, никак не связанные с античными, родились в церкви как осуществление скрытых драматических возможностей богослужения, но очень скоро храм передал их городу, горожанам, и возникла типично средневековая система театральных жанров: огромная многодневная мистерия (инсценировка всей священной истории, от сотворения мира до страшного суда), быстрый фарс (бытовая комическая пьеса), степенное моралите (аллегорическая пьеса о столкновении пороков и добродетелей в душе человека). Средневековая драма явилась ближайшим источником драматургии Шекспира, Лопе де Вега, Кальдерона.
Средневековую литературу и средние века в целом принято оценивать как время бескультурья и религиозного фанатизма. Эта характеристика, родившаяся еще в эпоху Возрождения и неотделимая от процесса самоутверждения светских культур Ренессанса, классицизма, Просвещения, превратилась в некий штамп. Но культура средних веков - неотъемлемый этап всемирно-исторического развития. Человек средних веков знал не только молитвенный экстаз, он умел наслаждаться жизнью и радоваться ей, умел передать эту радость в своих творениях. Средние века оставили нам непреходящие художественные ценности. В частности, утратив пластичность и телесность, свойственные античному видению мира, средневековье ушло далеко вперед в постижении духовного мира человека. "Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя", - писал на заре этой эпохи Августин, величайший христианский мыслитель. Средневековая литература при всей ее исторической специфике и при всех ее неизбежных противоречиях - шаг вперед в художественном развитии человека.
<----- Вернуться в оглавление раздела "История зарубежной культуры"