<----- Вернуться в оглавление раздела "Школы культурологии"
Джамбаттиста Вико
(23.06.1668-20.01.1744)
Из книги Полищук В.И. "Культурология"
Мысль об объективном характере исторического процесса пронизывает учение итальянского философа. Он полагал, что область наших знаний ограничена нашими делами. Человек знает что-то в той мере, в какой он это делает. Такая зависимость придает культуре объективный и наглядный способ существования. История - это наука о человеческой деятельности. Она доступна познанию независимо от божественного откровения. Закономерность исторического процесса, в понимании Вико, подобна индивидуальному развитию человека. Все народы в разное время проходят три этапа - эпоху богов - детство человечества, эпоху героев - юность человечества, эпоху людей - зрелость человечества. Каждая эпоха завершается общим кризисом и распадом. Идеи Вико оказали большое влияние на последующие представления об истории и культуре. Они явились одной из первых попыток увидеть порядок и последовательность в кажущемся хаосе исторических событий. Вико считал открытые им законы развития общества провиденциальными. Их познание и постижение смысла истории вообще становилось как бы проникновением в замыслы Бога. Мысль о возможности такого проникновения - ведущая мысль для мировоззрения Нового времени.
Из лекций Сугай Л.А.
Родился в семье книгопродавца, был учителем, сочинял оды. У Вико была идея написать книгу "Идеалы истории вечных законов". На фактах современности, но на них осмыслить вселенские законы развития. Он был близок к гегелевскому - "все разумное - действительное". Главный его враг - рационализм. Он хотел видеть естественное - в промысле божьем. Хочет создать гражданскую теологию. На русском языке есть его труд "Основания новой науки об общей природе нации". Год издания - 1725. Произведение имело колоссальное значение для европейской мысли. Предмет исследования - энциклопедическая работа, история наук, история умственного развития ребенка, история государства и права, история материальной культуры. В период раздробленности создавалось это произведение. 1724 - "Партия философов". Сжигают письма Вольтера, Монтескье пишет "Персидские письма", и появляется эта книга. Позади книги - "как должна была, теперь и будет протекать история наций, ибо, в сущности, говоря, ее логический бег закончен". Пытался найти закономерное движение человечества, культуры. Говорил, что идея логического бега культуры закончена. Круг завершен. Теория цивилизации (в то время слова "культура" и "цивилизация" не употреблялись) - учение о постоянном развитии человечества. Идея прогресса связана с идеей капитализма. Под влиянием всемирной торговли рассматривал полицейскую систему (?) и теоретическую механику. Во Франции выдвигается новый идеал древности, народности. По Вико - мифология и поэзия противостоят цивилизации. В это время рождается картина мира нового времени - Руссо, Спенсер, Гоббс. Учение о государстве - о средстве защиты различных форм собственности. Выдвигает теорию круговорота - постоянном движении нации. Ненавидит средневековье.
Вико - впервые очерчивает поле культурологического анализа:
- Язык - наиглавнейший элемент культуры
- Миф - основа культуры
- Социальные потребности
- Техника
Из книги Хоруженко К.М. (Культурология: Энциклопедический словарь)
Итальянский философ, основатель философии, истории и психологии народов, ввел в историю компаративный метод и считал, что все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох.
- Век богов - характеризуется отсутствием государства, символическим фиксированием представлением людей о себе, своем обществе и мире в теогонических мифах, в которых доминировали религиозные структуры в управление социокультурными процессами.
- Век героев - отмечена господством аристократического государства и символизацией социокультурных представлений в формах героического эпоса.
- Век людей - демократическая республика или монархия и историческая форма осмысления социокультурных процессов.
После завершения третьей стадии наступает постепенный распад данного общества. Эта теория эпох (стадий) изложена в работе "Основания новой науки об общей природе нации", русский перевод которой был издан в Ленинграде в 1940 году.