Подлинным гимном человеку явилась философская концепция М. М. Бахтина, в равной степени бывшая и философией культуры, и философией личности. Важнейшее понятие сочинений М. М. Бахтина является онтологическим условием существования «Я», условием жизни духовной переживающей личности, ибо путь спасения «Я» возможен через спасение души, а «душа — это дар моего духа другому». Только в состоянии нетождественности самой себе, вступая в со-бытие (диалог) с уникальностью «другого», личность достигает подлинной жизни и обретает собственную уникальность, творя новый мир понимающего и самоутверждающегося духа, т. е. культуру. |
|
Таким образом, культура — это смысл диалога по поводу существования разных людей.
Если в ранних работах М. М. Бахтин обращался прежде всего к
индивидуальным аспектам культуротворчества, то со второй половины 20-х годов он разрабатывает идею диалога в культуре на макроуровне, т. е. социально-историческом. (В дальнейшем вплоть до конца
70-х годов он развивал концепцию, сложившуюся до середины 30-х
годов, поэтому мы рассматриваем ее здесь в целом, привлекая некоторые более позднего уточнения автора.) Прежде всего М. М. Бахтин
обращается к исследованию культуры как особого субъекта творчества (не индивидуального, а социального измерения), выражающего
себя как синхронное многоголосие в соответствующем типе строения — архитектонике. Типам таких архитектоник соответствуют различные типы культуры, характеризующиеся определенными стилевыми чертами, а каждое произведение культуры детерминировано принадлежностью к этой полифонии. «Условия речевого общения, его
формы... определяются социально-экономическими предпосылками...
в этих формах проявляются меняющиеся в истории типы социально-идеологического общения», — писал М. М. Бахтин, подчеркивая
вместе с тем, что только через конкретное индивидуальное «высказывание» язык соприкасается с общением, «проникается его живыми
силами, становится реальностью».
Работы Бахтина в интернете: (все открывается в новом окне) Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса Проблемы поэтики Достоевского К методологии гуманитарных наук Искусство и ответственность К философии поступка "Свидетель и судия" (Фрагмент из работы "Эстетика словесного творчества") Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике |
|
Философия культуры: Становление и развитие. - С.-Пб: Лань, 1998. |