В 1914—1918 проводил интенсивные полевые исследования в Меланезии. С 1927 — профессор социальной антропологии в Лондонском университете. В 1938— 1942 работал в Йельском
университете (США). Считается отцом этнографии, главой функционалистского крыла социальной антропологии. Родился в Кракове. Его отец — крупный филолог-славист. Сам М. владел
польским, русским, немецким, французским, английским, итальянским и испанским языками.
Проявлял постоянный интерес к
экономике, теории культуры, семейно-родственным отношениям, первобытному праву, религии, этике, этнографической теории языка. Как и большинство антропологов его времени, он был
убежден в том, что задача этнографии заключается в изучении и
записи культурного многообразия народов, находящихся перед
угрозой вестернизации.
С 1910 М. начинает интенсивно заниматься проведением полевых исследований культуры австралийских аборигенов. Основное исследование провел в Меланезии
(острова Тробриан, Новая Гвинея) в 1915—1918. Его первая книга «Аргонавты Тихого океана» (1922), повествующая о культуре
неизвестных племенах, живущих в Новой Гвинеи, стала поворотным пунктом в развитии социальной антропологии потому,
что она положила конец господствовавшей прежде спекулятивной традиции изучения культуры, знаменовала начало эмпирическому этапу развития антропологии и культурологии. Несколько лет он прожил среди туземцев, построил хижину в местной
деревне и изнутри наблюдал повседневную жизнь южан. Вместе с ними он ловил рыбу, охотился, выучив местный язык, активно общался, участвовал в праздниках, обрядах и церемониях. Он
глубоко постиг местные обычаи, узнал верования, символы, установки, поведенческие реакции людей.
В основе его теории, изложенной в книге «Научная теория культуры» (1944), лежит система человеческих потребностей. Над
первичными потребностями в добывании пищи, крова, обороны
и воспроизводства надстраиваются вторичные, но уже не природные, а культурные. Культура выступает как инструмент удовлетворения первичных, базовых потребностей людей и одновременно как совокупность артефактов, организованных традицией.
Следуя принципам функционализма, сторонником которого М.
оставался всю жизнь, считал, что в культуре нет ничего лишнего,
в ней все функционально связано друг с другом. А то, что кажется лишним, свидетельствует о нашем непонимании местной культуры. Всякое культурное событие или явление благотворно потому, что наделено функцией. Надо только обнаружить ее. У
каждой социальной группы свои инновации, т.е. реакции на изменяющуюся реальность. Если бы все они сохранялись, человеческая культура представляла собой хаотическое образование.
Множеству социальных и национальных групп в обществе соответствует множественность культурных ответов на одну и ту же
потребность. М. предлагал взглянуть на проблему изнутри, понять внутренние мотивы поведения представителей местной
культуры. Его метод получил в науке название включенного наблюдения. Огромное значение М. придавал статистическому анализу этнографических данных, который проводил на основе составления карт и таблицы, генеалогии и данных переписей.
Ссылки по теме: (все открывается в новом окне)
http://www.upelsinka.com/Russian/classic_malinov.htm
http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/averianov_xrreligiya/hm12.asp
http://ethnopsyhology.narod.ru/study/functionalism/malinovsky.htm
http://www.leksikon.org/html/dk/malinowski_bronislaw_kaspar.htm
http://www.xrefer.com/entry/171352
http://www.aquarun.ru/psih/relig/relig12p1.html
|