Опираясь на предшествующие опыты, 3. Фрейд разработал "катартический" метод лечения неврозов, который позволил установить
феномен психического сопротивления пациентом раскрытию вытесненных воспоминаний и существованию внутрипсихического фактора цензуры. Это послужило для Фрейда толчком в создании динамической
концепции личности в единстве сознательного и бессознательного факторов.
В 1894 г. вышла в свет статья 3. Фрейда "Защитные невропсихозы", а в следующем, 1895 г., совместная с И. Брейнером работа о
механизмах истерии. Значение этих трудов далеко выходило за рамки
психотерапии. Была показана возможность воздействия психических,
эмоциональных состояний на глубинные, биологические. Неврозы истолковывались не как обычные заболевания, имеющие основание в
поражении локального органа, а порождения общечеловеческих конфликтов, нарушений возможности самовыражения личности. Таким
образом, была выдвинута гипотеза о поведенческой причине невроза.
Это означало, что его истоки могут лежать в сфере межличностного
взаимодействия людей, в отношениях личности (Я) с окружающим
миром, потери человеком смысла существования и т. д. Тем самым
была показана связь внутренних состояний личности с внешним социокультурным миром, а психология из науки о внутреннем мире человека с единственным методом самонаблюдения (интроспекция) становилась дисциплиной, изучающей внешние культурные явления, особенности реального взаимодействия людей. Именно этот аспект психоанализа позволил сделать предметом изучения разнообразные аспекты
этнокультурных стереотипов в поведении людей. Поведенческая теория, объясняющая появление и функционирование различных видов
психических дисфункций в различных культурах, используется в антропологии и в настоящее время.
Еще одним важным аспектом психоанализа для анализа культур стало положение 3. Фрейда о том, что энергия влечений (по форме — в
основном сексуального характера), не находя прямого выхода (блокирована культурой, ее нормами), обретает окольные выражения в патологиях или бессознательных формах. Например, 3. Фрейд полагал, что
сновидения — "ворота в бессознательное", что "неврозы нормального
человека" выполняют защитные функции, так как в них вытесненные
антисоциальные желания получают символическое удовлетворение. Таким образом, в каждом из нас идет борьба между "принципом удовольствия", т. е. стремлением удовлетворить свои желания (часто скрытые),
и "принципом реальности" той или иной культуры, т. е. невозможностью удовлетворить некоторые желания. Вытесненные в область бессознательного, импульсы ищут себе окольные пути выхода, отсюда неврозы, истерия, немотивированная жестокость, склонность к насилию и
другие отклонения в поведении человека.
Положение о динамическом соотношении бессознательного (Оно) и
сознательного (Я) 3. Фрейд дополнил разработкой стадий психосексуального развития в труде "Три статьи о теории полового влечения" (1905).
Согласно его теории, эротические желания (либидо) заложены в человеке с детства, практически с рождения. Сексуальность проходит у ребенка ряд стадий. Первая — аутоэротизм, нарциссизм. В ней эротические побуждения человека направлены на его собственное тело. Впоследствии Фрейд разделил этот период еще на ряд этапов (оральный,
анальный, генитальный). В более поздний период развития эротические влечения в связи с полом раздваиваются, принимают специфические формы выражения. У мальчиков эротический импульс направлен
на мать (при этом отец воспринимается как нежелательный соперник, к
нему появляется бессознательное враждебное чувство), у девочек — на
отца (враждебность она испытывает к матери).
Подобную особенность взаимоотношений людей 3. Фрейд назвал комплексом Эдипа (для девочек — комплекс Электры). Царь Эдип — герой
одноименной трагедии Софокла, который убивает отца и женится на
своей матери. Эдипов комплекс, по мнению антропологов-психоаналитиков, — явление универсальное для всех культур, оно составляет основу
для психоаналитической концепции индивидуального развития человека
(онтогенеза) от детства до взрослого состояния. Другими словами, это
специфическое объяснение процесса вхождения в культуру. Одновременно с анализом стадий психосексуального развития 3. Фрейд здесь же
разработал положение о замещении, трансформации сексуального влечения в иные формы, получившего название "сублимация" (вытеснение). Несколько позже он использовал это понятие для анализа художественного творчества и объяснения ряда культурных феноменов.
Разработанная Фрейдом система общепсихологических принципов
(соотношение сознательного и бессознательного, приоритет сексуального влечения, Эдипов комплекс как теория становления личности в культуре, культурные явления как сублимация либидо) позволяла по-новому подойти к межкультурному изучению особенностей человека. Даже
в том виде, как она была разработана на первых этапах его творчества,
эта система давала возможность выделить новые аспекты в исследовании культур. Психоанализ нацеливал на исследование наблюдаемых,
фиксируемых, повторяющихся от культуры к культуре явлений, таких,
как стереотипы сексуального поведения, период раннего детства, сны,
позже эмоциональная сфера личности в условиях различных культур.
Несмотря на то что психоаналитическую теорию культуры называют
миф-теорией, именно она подготовила многочисленные межкультурные
исследования особенностей взаимодействия личности и культуры, начавшиеся в конце 20 — начале 30-х годов XX в.
Сам 3. Фрейд первоначально использовал свой подход для анализа
отдельных элементов культуры: мифов, классических произведений
искусства, а также таких специфических предметов исследования, каковыми были оговорки, всякого рода забывания, остроумие. Этим вопросам были посвящены его работы "Психопатология обыденной жизни" (1904), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) и
"Леонардо да Винчи, этюд по теории психосексуальности" (1910). Наибольшую известность получили новые трактовки произведений искусства и литературы, среди которых, например, было новое толкование трагедии Шекспира "Гамлет". Нерешительность Гамлета в мести за отца
3. Фрейд объяснял тем, что убийца лишь выполнил тайное, бессознательное желание Гамлета — желание смерти отца.
|