Согласно Гердеру, человеческая история берет свое начало из истории развития природы, является ее продолжением, постепенно достигая более высоких ее ступеней. Последним звеном в этой эволюции является человек. Именно культура отличает егоот животного. Культура истолковывалась им как второе
рождение человека.
Гердер подробно анализирует феномен культуры, подчеркивая, что в ней проявляют себя два начала:
— надприродная сущность культуры;
— историческая причина развития данного явления.
Философ выделяет основные, по его мнению, элементы культуры:
— язык;
— государство;
— семейные отношения;
— религию, искусство, науку и т. д.
Согласно пониманию Гердера, культура «захватывает человека
и формирует его голову и ...члены его тела» (Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.,1977. С. 231). Более того, именно она (культура) выступает тем началом, которое объединяет людей, делает их участниками единого человеческого сообщества.
Гердер рассматривает общественное развитие в историко-
географическом ключе. Он последовательно анализирует группу культурно-исторических'регионов, обращая внимание читателей на природные условия и традиции, населяющих их народов. Среди выделенных Гердером цивилизаций обозначены древние: Китай,
Египет, Греция, Рим, а также славянский мир, культура Германии и т. д. В своем исследовании философ утверждает, что каждый регион обладает специфическими культурными чертами, которые, с одной стороны, подчеркивают его оригинальность, а с другой
— представляют его как этап развития человеческой культуры вообще.
Наиболее обстоятельно Гердер анализирует европейскую
культуру:
— выступая при этом против европоцентристской идеологии;
— подчеркивая одновременно азиатское происхождение многих культурных феноменов.
Различные типы культуры, размышляет философ, не должны
разделять людей на «просвещенные и непросвещенные народы». Гердер
отмечает, что данное различие — не качественное, а количественное.
Поэтому единая цепь культур имеет «...бесчисленные оттенки, цвета меняются с местом и временем» (там же. С. 230).
Постоянно подчеркивая единство человеческой культуры, философ объясняет pro (т. е. единство) общей целью всего человечества,
которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность».
Согласно концепции Гердера, всеобъемлющее распространение гуманности в человеческом обществе позволит:
— разумные способности людей сделать разумом;
— данные человеку природой чувства реализовать в искусстве;
— влечения личности сделать свободными и красивыми.
Далеко не однозначно Гердер решает вопрос о прогрессе
культуры. «Культура движется вперед, — пишет он в своих «Идеях к философии истории человечества», — но совершеннее от
этого не становился; на новом месте развиваются новые способности;
прежние, развившиеся на старом месте, безвозвратно уходят» (там
же. С. 427). Согласно Гердеру, история развития культуры крайне
изменчива и непостоянна. Культура может состоять из крайне динамичных и статичных отрезков, ей свойственны взлеты, падения и состояния инерции. Философ приходит к выводу о том, что ни одной
из культур никогда в истории человечества не было свойственно поступательное прогрессивное развитие.
Культурологические идеи И.Г. Гердера оказали значительное
влияние на становление данной области гуманитарного знания. Активно
используемый философом историзм в исследовании культуры:
— позволил увидеть ее сложную противоречивую сущность;
- явился попыткой выявить ее подлинные закономерности;
содействовал формированию методов ее постижения.
|