КРЕБЕР Алфред Луис (1876—1960), крупный американский этнограф и культуролог, представитель «исторической школы»
в этнологии, один из ведущих антропологов первой половины
XX в. Труды по этнографии индейцев и общим проблемам этнографии. Окончил Колумбийский университет, был учеником
Ф. Боаса.
Основные взгляды на культуру изложены в «Антропологии» (1923). Вслед за Ф. Боасом отказался от идей эволюционизма, т.е. признания универсального для всех стран культурного прогресса, и от принципов функционализма. За
единицу отсчета взят «культурный ареал» — четко определенный географический район, который выделялся сходством значительного числа культурных черт. Внутри него выделялся
«культурный центр» — область наибольшей концентрации культурных черт, а также «культурные границы» — места пересечения данной культуры с другими, где постепенно ослабевают
признаки собственной культуры и нарастают заимствования
из соседних ареалов. Развитие культуры складывается из внутренних инноваций и внешних заимствований. Те и другие могут действовать двояко: либо тормозить, либо ускорять развитие. Неудачное нововведение, как и неудачное заимствование,
замедляет культурный рост. И наоборот. К неудачным относится то, что противоречит сложившимся традициям. Народы,
накопившие наибольшее число удачных инноваций и заимствований, оказываются сильнее конкурентов. Сильные культуры
легко переживают глубокие кризисы и имеют несколько
пиков развития (у Китая и Индии их было 2, у Англии — 3, у
Германии и Японии — 4).
Длительность локального подъема
культуры продолжается от нескольких десятилетий до нескольких столетий. Кроме локальных, существуют общемировые
пики. Два мощных всплеска в человеческой культуре наблюдались в V—VIвв.дон.э. и XI—XII вв. н.э., связанные с появлением крупных философских систем.
Развитие духовной сферы (философии и искусства) не зависит от экономики, а развитие науки напрямую определяется
характером политической системы и уровнем экономики. Зависимость от религии имеет иную закономерность: философия, искусство и наука достигают зрелости, освободившись от
религии, но не порвав с ней: все великие деятели философии,
искусства и науки были людьми глубоко верующими. Вслед за
падением религии снижается творческая активность нации, а
затем наступает паралич культуры в целом. Ее подъем начинается только вслед за религиозным возрождением. Кризис культуры и нации в целом приводит к серьезному обновлению системы высших ценностей.
Все культуры незаметно переходят друг в друга, составляя один
неразрывный континуум. Границы между ними размыты благодаря взаимообмену и постоянному взаимопрониковению культур. Вместе с тем они могут существенно различаться, поскольку каждая специализируется на одном или нескольких видах
деятельности, достигая здесь наивысших результатов. В других
областях ее может ожидать полное отставание. Ни одна культура не развивает всех видов творчества. Египет, Япония, Рим
не имели выдающейся философии, хотя преуспели в культовой
архитектуре, государственном устройстве и регулярной армии.
У арабов не было скульптуры, хотя они подарили миру математику.
К. внес огромный вклад в становление академической антропологии и развитие антропологического образования в США: основал один из первых факультетов антропологии в Калифорнийском университете, а также один из крупнейших ныне
антропологических музеев (в Беркли). Внес значительный вклад
практически во все области антропологии: этнографию, археологию, лингвистику, теоретическую антропологию. Его перу
принадлежат свыше 500 работ — монографий, статей и т.д.