Библиотека > Персоналии >
Леонтьев К.Н.
Одним из наиболее известных последователей Н.Я. Данилевского,
однако без крайностей панславизма, был врач по образованию, дипломат, журналист, а в конце жизни — монах, Константин Николаевич
Леонтьев (1831-1891).
Леонтьев происходил из калужских помещиков, получил медицинское образование, работал врачом, в том числе во время Крымской
войны, позднее служил в Азиатском департаменте МИДа, занимал
различные консульские должности на Крите, в Турции и на Балканах.
В 1871 г. он пережил свой первый религиозный кризис, вышел в отставку и пытался стать монахом, но вновь вернулся к мирской жизни.
Некоторое время работал журналистом в Варшаве, а позднее — цензором в Москве. В 1887 г. бросил службу, сначала поселился в Оптиной
пустыни, а затем, приняв тайное монашеское пострижение, переехал в
Троице-Сергиеву лавру, где и закончил свои дни.
Поборник «византизма», т.е. унаследованной от Византии твердой
монархической и религиозной власти, опиравшейся на жесткоиерархическое строение общества, Леонтьев стал создателем оригинальной
теории развития. И в природе, и в общественной жизни всякое развитие неизбежно проходит три последовательные стадии: первоначальной простоты, подобно зародышу, зерну или неразвитому организму;
«цветущей сложности», когда раскрываются все потенции растения,
животного, человека или народа; и, наконец, «смесительного упрощения», когда организм переходит в стадию стирания всех своих отличительных черт, разложения и гибели. Наиболее ярким и контрастным
периодом «цветущей сложности» в истории европейской культуры Леонтьев считал средневековье, а последующий буржуазный «прогресс»
Нового времени представлялся ему торжеством гибельной уравнительности, культурной серости и умирания. «Некультурный — значит несвоеобразный», — утверждал Леонтьев, и России, как и любому другому народу, следует прежде всего стремиться к сохранению и приумножению своей самобытности, без которой она просто перестанет существовать, угрозу чего уже предчувствовал Леонтьев в конце прошлого
века.
Из других культурологических взглядов К.Н. Леонтьева интересно
отметить, что он был противником политического национализма, считая, что современный национализм есть порождение либеральной и
уравнительной демократии, погубившей такие полные жизни и разнообразия «цветущие сложности», как мировые империи. По мнению
многих отечественных мыслителей, Леонтьев был духовным предтечей
такой крупной величины в европейской культуре, как Фридрих
Ницше, по крайней мере в том, что касается культа силы и
красоты и критики буржуазной морали.