Мак-Люен Херберт Маршалл (1911-1980) - канадский социолог, культуролог, теоретик коммуникационных технологий, публицист. Взгляды сложились под влиянием известных философов X. Инниса, Т. де Шардена, Л. Мамфорда. В центре внимания М.-Л. развитие культуры как совокупности «средств общения», формирующих людей, их сознание. | |
М.-Л. отдает культуре определяющую роль. Переворот в культуре влечет за собой
смену ист. эпох, он происходит каждый раз тогда, когда
появляется новое средство общения. Сначала это детская
речь, затем книгопечатание, электричество, ЭВМ, средства массовой коммуникации. Развитие и доминирование совр. информационных технологий, по М.-Л., имеет тенденцию к утере содержательных моментов в них и
гегемонии средства осуществления информации, которые могут приобрести угрожающие размеры по своему манипулятивному воздействию на индивида. Одним из
первых М.-Л. обратился к рассмотрению процессов массовой коммуникации в неразрывной связи с общекультурными. Культурология, идеи М.-Л. оказали влияние на
развитие не только культурологии, но и ряда науч. направлений, в т. ч. на развитие «массово-коммуникационной педагогики». М.-Л. предложил оригинальную
классификацию культур, эпох, исходя из того, что культура — это совокупность средств общения, формирующих сознание людей, а в конечном счете — и их образ
жизни. Он называет три разных культур, эпохи: племенного, книжного и информационного (экранного) общества. Культурологич. идеи М.-Л. нашли отражение в работах: «The Gutenberg Galaxy» (1962); «Understanding
Media» (1964); «War and Peace Inglobal Village» (1968);
«From Cliche to Archetype» (в соавторстве, 1970); «Take
Today» (в соавторстве, 1972) и др.
|
|
Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону., 1997. |