|
МОРГАН Льюис Генри (1818—1881) известный американский
историк и этнограф, один из родоначальников антропологии,
этнологии и культурологии. Он был состоятельным человеком,
ученым, адвокатом, 40 лет жизни посвятил изучению ирокезов и других индейских племен. Жизнь с индейцами внушила
ему глубокое уважение к их самобытной культуре, которое
позже он пытался привить американскому обществу, публично выступая в защиту «краснокожих». В качестве адвоката М.
успешно отстаивал в суде право ирокезов на землю, за что был
торжественно посвящен в члены индейского племени сенека.
|
Классический труд «Древнее общество» (1877) посвящен вопросам возникновения семьи, собственности и родоплеменной
организации. Исследовав быт и старинные обычаи индейцев,
он пришел к идее рода как основной ячейки первобытного общества. Историю человечества М. разделил на два периода:
ранний, когда общественный строй основывался на родах,
фратриях и племенах, и поздний, когда общество стало территориальной, экономической и политической общностью. Только благодаря родовой организации — самому устойчивому и
универсальному институту древнего общества — возможна
преемственность развития культуры. Первобытный род он понимал как сложнейший социокультурный институт, важное
культурное изобретение, которое менее развитые народы заимствовали у более развитых. М. полагал, что отстоящие далеко друг от друга народы не могли каждый раз заново открывать его. Родявлялся продуктом высокоразвитого общества. Он
был изобретен достаточно интеллектуальными людьми в одном месте, откуда он, как позже методы земледелия, стал распространяться по всему свету. Причиной заимствования родовой организации одними народами у других служит ее очень
высокая эффективность. М. был одним из первых исследователей семьи как социального и культурного института, для описания которого изобрел терминологию родства и употреблял
кросс-культурный метод исследования. Позже они поступили
на вооружение современной антропологии. М. построил типологию развития семьи и брака, в основании которой положил пять последовательно сменяющих друг друга стадий и
форм: 1) кровнородственная брачная общность между всеми
лицами одного поколения; 2) пуналуальная — брак нескольких
братьев с нескольким женщинами-неродственницами;
3) парная — непрочное и лишенное экономической основы соединение двух супругов; 4) промежуточная патриархальная семья с выраженной властью мужа; 5) моногамная — прочное соединение супругов с властью мужа как частного собственника. Согласно М. две первые формы основаны на групповом
браке, остальные — на индивидуальном. М. предпринял попытку периодизации древней истории культуры по критерию
«изобретения — открытия». Добывание огня, изобретение
лука, гончарное ремесло, земледелие, скотоводство, использование железа — важнейшие исторические вехи эволюции
культуры дописьменного и раннего письменного общества.
Они обозначали переход от одного типа культуры к другому.
С историей культуры у М. тесно связана история хозяйства,
характер и закономерности которого определяются типом собственности. В начале человечества преобладало коллективное
владение землей. Ему соответствовали групповой брак и матриархат (главенство женщины в роду). По мере развития производительных сил и технического прогресса в обществе утверждалась частная собственность, а это вызвало переход от
женского к мужскому счету родства и наследованию по мужской линии. Так возник патриархат, который существует по ею
пору и знаменует господство железного века. Женщина оказалась прикованной к семье, ее права были сильно урезаны,
она попала в подчинение к мужчине.
|