|
Г. РОХЕЙМ (1891 —1953) совмещал клинические исследования (он был врачом-психиатром) с изучением особенностей различных культур. При этом он проводил разнообразные полевые исследования среди аборигенов Центральной Австралии, на острове Норманби
(Меланезия), в Африке и юго-западе США. Основные его труды -
"Австралийский тотемизм" (1925), "Происхождение и функции культуры" (1943) и "Психоанализ и антропология" (1950).
|
Г. Рохейм последовательно применял принципы, разработанные 3. Фрейдом в работе
"Тотем и табу", к интерпретации конкретного этнографического материала. Практически вся мифология аборигенов, разнообразные ритуалы получили у Г. Рохейма объяснение в свете великого доисторического
конфликта отца и сыновей, подавления влечения к матери. Его анализ
представляет собой пример тотального психоанализа культуры. В качестве иллюстрации обратимся к его книге "Австралийский тотемизм".
Все предметы, обряды действия, по Рохейму, имеют сексуальный смысл.
Тотемические хранилища чуринг (предметы религиозного культа) племени араида есть символы человеческого эмбриона и в то же время
символы мужского полового органа. Отдельные детали обрядов "интичиута" (размножения тотемических животных) — натирание чуринги
жиром, трение чурингой камня, ритуальное вздрагивание при совершении обрядов — воспринимаются Г. Рохеймом как проявление сексуальной символики. Даже в огне он усматривал эротический смысл. Могила, по его мнению, символизирует материнское чрево и т. д.
Более интересной и значимой для культурологии представляется
общетеоретическая концепция культуры Г. Рохейма. Культура, по его
мнению, это совокупность того, что в обществе превышает животный
уровень. При этом вся культура основана на Эросе, понимаемом прежде всего как инстинкт размножения и полового влечения. У человека он
принимает особые формы. Это связано с тем, что у человека длительное
детство, "продленный период незрелости". В длительном периоде детства Г. Рохейм видел ключ к пониманию культуры. Человеку после
рождения предстоит длительный период обучения. Создание человеком
учреждений культуры обусловлено именно этим обстоятельством.
По мнению Г. Рохейма, существенный отпечаток на культуру накладывает потребность ребенка с самого рождения в защите и покровительстве и удовлетворении "желания быть любимым". Впоследствии данное
положение получило выражение в понятии "привязанность" — ключевом в современном психобиологическом анализе культур.
Г. Рохейм последовательно реализовал принцип сублимации при
построении теории культуры. Это он осуществил в разделе "Сублимация и культура" книги "Происхождение и функции культуры". Сублимация, трансформация импульсов, инстинктов — это главная сила, порождающая все виды культурной деятельности: науку, литературу, искусство и даже технические изобретения. Сублимации подвергаются те
же бессознательные влечения, которые вызывают неврозы. Но если неврозы изолируют личность, то сублимация соединяет людей, творит нечто новое для развития культуры. Культура в целом, отмечает Г. Рохейм, "есть система психической защиты" от напряженности и деструктивных сил.
В заключение рассмотрения концепции Г. Рохейма следует заметить,
что он — автор нескольких идей-гипотез, впоследствии реализованных
в антропологии. В частности, предположения о том, что эмбрион в процессе утробного развития — уже субъект некоторых восприятии, ощущений, т. е. личность ребенка начинает формироваться во время беременности матери. Антрополог-психоаналитик полагал также, что в будущем в науках о культуре возрастет роль исследований сообществ приматов как исходной точки в анализе происхождения культуры. Его предсказание оправдалось — в настоящее время существует соответствующее направление сравнительного анализа (мира антропоидов и культуры) в этологическом подходе к исследованию культур.
|