Получив известность еще до февральской революции 1917 года, он подвергался преследованиям царизма, вскоре стал одним из лидеров своей партии. Активно сотрудничал
в Государственной Думе, был одно время секретарем главы правительства — А.Ф. Керенского, позднее — профессором Петроградского
университета. После Октябрьского переворота, который Сорокин
встретил в штыки, его арестовали большевики по обвинению в покушении на Ленина, он скрывался в лесах русского Севера, но потом
примирился с победой новой власти и написал нашумевшее открытое
письмо, объявляя о своем разрыве с эсерами. Это письмо и послужило
поводом для написания известной статьи Ленина «Ценные признания
Питирима Сорокина», сделавшей его известным на всю тогдашнюю
Россию. Вернувшись в Петроград в 1919 году, он организует первый в
стране социологический факультет и становится его деканом, тем не
менее оставаясь в оппозиции с большевизмом. Все это было одним из
ярчайших проявлений идейного противостояния русской интеллигенции того времени большевистскому «беспределу». В 1922 году, опять-таки по инициативе Ленина и Дзержинского, Сорокин вместе с большой группой ученых и писателей, представлявших цвет русской общественной мысли, был выслан из страны. После непродолжительного
пребывания в Берлине и годичной работы в Чехословакии по приглашению ее президента Т. Масарика ученый в 1923 году переезжает в
США, где быстро осваивает английский язык и становится одним из
ведущих социологов и культурологов. В Гарвардском университете Сорокин создает и возглавляет факультет социологии и к концу жизни
становится одним из всемирно признанных авторитетов в этой области.
Будучи подлинным энциклопедистом, освоившим все достижения
современного ему гуманитарного знания, поддерживая теорию духовной элиты как ведущей силы общества, Сорокин подчеркивал неразрывную связь социальных процессов с развитием культуры. При этом
вслед за древними греками он считал пружинами культурного развития врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значимым критерием Пользы.
В своих многочисленных трудах (например, «Динамика общества и
культуры» (1937—1941), «Общество, культура и личность» (1947),
«Власть и нравственность» (1959) и др.) он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, сцементированных периодически меняющимся единством
ценностей, норм и значений. В отличие от Гегеля, который рассматривал исторический процесс, как прямое поступательное движение,
он трактовал его как «циклическую флуктуацию», т.е. идущую законченными циклами смену перетекающих друг в друга типов культурных
общностей, каждая из которых имеет в основе собственное отношение
к действительности и методам ее познания. Исходя из двойственной
психобиологической природы человека — существа чувствующего и
мыслящего, Сорокин выделял три типа культуры: а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и
оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает «истина чувств» и истина
наслаждения; б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу
или Идее, т.е. «истина веры» и истина самоотречения; в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и
идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом,
вера — наукой, эмпирическое восприятие — интуицией, т.е., по выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума».
Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Их радикальное
преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами
и революциями. Подробно анализируя историю европейской культуры, в том числе и статистическими методами, П. Сорокин относил к
периодам расцвета «чувственной» культуры греко-римскую цивилизацию III—IV вв. н.э., т.е. периода ее разложения и упадка, и западную
культуру последних пяти веков, с эпохи Возрождения до нашего времени. К идеациональному типу культуры, помимо хорошо знакомого
Сорокину русского типа, он относил раннесредневековую культуру
христианского Запада (с VI по XIII век), а к идеалистическому — великую культуру эпохи Возрождения.
Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, т.е.
веры в Бога, и устремленной к чувственному наслаждению и потребительству,
П. Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки в ущерб духовным ценностям, что
довольно четко ощущается многими людьми в сегодняшнем «расколдованном» мире. Будучи человеком верующим, Сорокин видел выход
из нынешнего кризиса в неизбежном восстановлении «идеациональной» культуры с ее абсолютными религиозными идеалами. Свое главное пророчество в отношении будущего человечества П. Сорокин
сформулировал так: «Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно
угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие
и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой
переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различаем расцвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение — людей будущего».
Как социолог, искавший в фактах общественной жизни объясне
ния многим явлениям культуры, Сорокин был одним из создателей
теорий «социальной мобильности» и «социальной стратификации».
Согласно первой, в высоко развитом обществе постоянно происходит
движение отдельных людей и групп из одного слоя в другой, с низшего социального уровня в высший, и наоборот. В этом случае говорят о
восходящей или нисходящей вертикальной мобильности, однако есть
и мобильность горизонтальная, т.е. передвижение индивидуов на
одном и том же социальном уровне, например при смене места жительства или характера работы. Различают также
интергенерациональную (между поколениями) и интрагенерациональную (внутри поколения) мобильность. Понятие социальной мобильности характеризует
степень цивилизованности, открытости или закрытое, свободы и демократизма того или иного общества и является важным показателем
уровня его культуры.
Что касается теории социальной стратификации, то она рассматривает общество не как жесткую и антагонистическую классовую структуру, как это делают марксисты, а как живую систему многочисленных
взаимопроникающих общественных слоев, выделяемых по признакам
образования, обеспеченности, психологии, бытовых условий, возраста,
пола и находящихся в состоянии не борьбы, а равновесия и сотрудничества. Легко догадаться, что как теория социальной стратификации,
так и теория социальной мобильности, по существу, противостоят
марксистскому пониманию процессов, происходящих в современном
обществе, а посему и яростно отвергаются догматизированным историческим материализмом.
Не менее яростно его адептами до последнего времени отвергалась
и сформулированная П. Сорокиным в 60-х гг. известная теория конвергенции между капитализмом и социализмом, в результате которой
должно появиться новое, более совершенное общество. П.А. Сорокин
принадлежал к той достаточно редкой породе мыслителей и ученых
нашего века, которые объективно, без политико-идеологических и национальных пристрастий, опираясь на конкретные социологические и
культурные критерии, осмысливали путь человечества к лучшему будущему.
Ссылки по теме: (все открывается в новом окне)
http://hronos.km.ru/biograf/sorokin.html
http://www.spbumag.nw.ru/OLD/Spbum26-96/5.html
http://www.komi.org/sorokin.html
|