ТЭИЛОР, Эдуард Барнетт (1832—1917), выдающийся английский этнограф. Один из основателей этнографии и антропологии. Считается отцом эволюционной теории развития культуры. Опубликовал ряд книг и более 250 статей на разных языках мира. В 1871 избран членом Королевского научного общества, в 1896 году стал профессором первой в Англии кафедры антропологии при Оксфордском университете. | |
Рассматривал культуру (синоним
цивилизации) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе. Например,
для улучшения жизни людей изобрели моральные нормы, парламентскую форму правления, моногамию, капитализм, современный стиль одежды и т.п. Признавал неравномерность развития
человеческих обществ и построил универсальную шкалу культурного прогресса, на вершине которой они расположили западные общества. Каждое следующее поколение людей в любом
обществе живет в иных, более продвинутых культурных условиях, чем предыдущее поколение. Чем больше воспитанных и
культурных людей в обществе, тем более оно развито.
Метод Т. напоминал работу натуралиста: нужно расчленить культуру на составные части, классифицировать из в зависимости
от географической и исторической принадлежности, а затем составить из них генетические ряды. Явления культуры, подобно
растениям и животным, распадаются на роды, виды, подвиды.
Внутри вида обычаев содержатся такие подвиды, как обычай
наносить татуировки, обычай подпиливать зубы, обычай счета
десятками и т.д. Подобно животным или растениям обычаи и
другие культурные явления могут мигрировать из одного географического района в другой, из одной исторической эпохи в
другую. Поэтому у разных народов, живущих в разные периоды истриии, отмечаются сходные культурные черты. Полный
перечень явлений, составляющих жизнь того или иного народа,
Т. называл культурой. Эволюция каждого изобретения, воззрения или обряда, согласно Т., обусловлена не столько усилиями
мысли, сколько действием механизма проб и ошибок, поощрения и наказания, а также подражанием, внушением, влиянием
индивидуальных и групповых интересов. Эволюционные ряды
независимы, но они способны перекрещиваться, и тогда соединение далеко отстоящих друг от друга культурных явлений порождает качественно новые решения.
|
|
Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000. |