|
Понятие «языковой общности» стало одним из основополагающих в концепции Лео Вайсгербера — одного из крупнейших лингвистов XX в., главы неогумбольдтианского направления в Германии.
Считая языковую общность основной формой общности людей, он
подчеркивает, что именно ее надо рассматривать как «подступ»
(Zugang) к области духа и культуры. Сам же язык понимается ученым не как изолированная область человеческой жизни, а как духовный центр, сердцевина огромного горизонта связей; поэтому действие языка как движущей духовной силы культурного развития относится ко всем духовным достижениям и всей духовной деятельности
той или иной языковой общности.
|
Будучи основой человеческого бытия, язык, согласно Вайсгерберу,
связан со всеми жизненными проявлениями отдельного человека и
языковой общности в целом, и, соответственно, можно выделить три
главных направления отношений между языком и общей культурой:
действие языка на языковую общность и результаты этого действия;
влияние общности и культуры на язык; развитие параллелей между
языком и другими культурными явлениями. Эти взаимодействия, по
Вайсгерберу, проявляются в трех главных областях: язык как форма
знания и форма познания; языковая общность и другие основные
формы общности; язык и материальная культура.
Следуя кассиреровскому пониманию языка как символической
формы и предложенной М. Шеллером градации видов научного
знания, Вайсгербер обращается к анализу связей языка и мифа, языка и мистики, языка и искусства, языка и философии, исследует взаимоотношения языкового и религиозного значения. Предмет особого
интереса ученого — соотношение языкового и научного познания.
Вайсгербер рассматривает язык как предпосылку, предмет и средство
научного мышления и специально подчеркивает необходимость рассмотрения других возможных способов отношения между языком и
наукой: значение самой науки для языка и развитие параллелей между языком и научным мышлением. «Развитие параллелей между языковым и научным мышлением, — пишет Вайсгербер, — должно исследоваться... не в плане однонаправленного образования понятий,
но в целостном способе видения, с которым наука подходит к своему
предмету». Далее он демонстрирует это на примерах конкретных наук, подразделяя их на науки о человеке, науки о культуре и науки о
природе. Взаимоотношения языка и материальной культуры исследуются Вайсгербером в сферах техники и хозяйства.
Таким образом, в гипотезах неогумбольдтианцев язык предстает
как «промежуточный мир» между реальной действительностью и сознанием человека, обозначая тем самым семиотическую проблему интенсионального мира, образующегося совокупностью семантических
признаков — интенсионалов, занимающих срединное положение между выражениями языка и предметами внешнего мира. Идея «языкового мировидения», основанная на представлении о лексическом способе категоризации окружающего мира (у Сепира и Уорфа) и дополненная синтаксическим компонентом у Вайсгербера, стала
«высшим достижением» досемиотического этапа развития семантики и послужила основой для исследования проблем, связанных с картиной мира, во второй половине XX в.
Семиотический подход, в котором культура предстает как сверхсложная система и ненаследственная память человечества, позволил рассматривать картину мира как с точки зрения первичных моделирующих систем (язык), так и с точки зрения вторичных моделирующих систем (искусство, религия и др.), а также выделить в общей
картине мира ее разновидности — научную, философскую, языковую
и т. д. С этой точки зрения можно видеть, что неогумбольдтианцы смешивают два основополагающих типа картин мира, образующих целостный образ мира, — концептуальную и языковую. Первая из них
значительно шире языковой, потому что в ее создании принимают
участие различные типы мышления, в том числе и невербальные. По
сути неогумбольдтианцы, исходя из основной своей задачи — исследования национальной культуры через язык, отождествляют национальную картину мира с языковой и концептуальной, а сам язык — с
интенсиональным миром.
Ссылки по теме: (все открывается в новом окне)
http://www.krugosvet.ru/articles/77/1007714/1007714a1.htm
http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_2/14.html
http://titus.uni-frankfurt.de/personal/galeria/weisgerb.htm
http://www.mauthner-gesellschaft.de/mauthner/tex/koell6.html
http://www.tulane.edu/~howard/LangIdeo/Hutton/HuttonAbs.html
|